Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:55, контрольная работа
Ни один класс, социальный слой или иная социально оформившаяся группа не способны реализовать свои интересы и обеспечить развитие непосредственно, путем равномерного влияния всех, на принятие государственных решений. Они могут этого достичь лишь при помощи и посредством «малых центров» -- активно властвующих, продуктивных элит.
. Сущность, функции и типология политической элиты.
Введение.
стр.3
1. Сущность и функции политической элиты
стр.3
2. Типология и структура политической элиты
стр.7
Заключение
стр.11
II. Тесты
стр.11
Библиографический список
стр.14
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине:
«Политология»
Вариант №10
специальность «Управление
Проверил преподаватель:
___И.В. Борзихина______
содержание:
Тема 10. Политическая элита.I. Сущность, функции и типология политической элиты. Введение. |
|
1.
Сущность и функции |
стр.3 |
2.
Типология и структура |
стр.7 |
Заключение |
стр.11 |
II. Тесты |
стр.11 |
Библиографический список |
стр.14 |
2
Введение.
Политическая элита — это небольшая привелегированная часть общества, концентрирующая в своих руках значительную часть управленческой власти и непосредственно учавствующей в принятии важнейших политических решений. Элита в переводе с французского лучшее, избранное.
Политическая элита —
1. Сущность и функции политической элиты
Причинами образования элиты являются:
3
разделение труда на управляющих и управляемых;
К основной социальной задаче политической элиты относится принятие решений и контроль за их выполнением. Это раскрывает ее центральную роль в управлении государством и обществом.
В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоев населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Без активного обновления элитами этих средств своего духовного господства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию (застой).
4
Главным условием эффективного осуществления политической элитой ее главных функций является обладание ею всеми возможными в конкретном обществе способами управления и власти. В этом отношении особое значение имеют ее способность и умение использовать принудительные методы, оперативно, в зависимости от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.
Показателем безусловной крепости положения политической элиты служит и ее способность к манипулированию общественным мнением, такому использованию идеологических и иных духовных инструментов, которые могут обеспечить требуемый уровень легитимности власти, вызвать расположение и поддержку ей со стороны общественного мнения.
Существует ряд факторов, препятствующих
укреплению положения элитарных
группировок во власти. Так, существенно
подрывает позиции политических
элит нарастание информационной открытости
в работе институтов власти и управления,
критика общественностью
Исходя из задач, выполняемых политической элитой, можно выделить четыре основных функции элиты в современном обществе (А.В.Малько):
- стратегическую - определение политической
программы действий путем
5
концепции реформирования страны;
- организаторскую - осуществление
на практике выработанного
- интегративную - укрепление стабильности
и единства общества, устойчивости
его политической и
- коммуникативную - эффективное
представление, выражение и
Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.
Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорганизации общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение элитарных слоев, включение их в процесс
6
демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных границ на пути обновления ее рядов, предотвращения ее загнивания вследствие олигархиизации и закостенелости.
2. Типология и структура политической элиты
Политическую элиту можно
По уровню властных полномочий и
социально-политическому
По типу правления выделяют тоталитарную, либеральную, доминантную и демократическую элиту.
Тоталитарная -- элита монопольной авторитарной власти. Это элита унитарная по своему кадровому составу и политическим ценностным ориентациям, закрытая по механизмам формирования, монопольная по идеологическим
7
установкам и конфронтационная по стратегии и тактике участия в политике. Для многих ее представителей характерны жесткая нацеленность на политическую карьеру, социальная безответственность, лицемерие и стремление поддерживать видимость идеологического единства, отчуждение от народа.
Либеральная -- элита демократического разделения власти. Чаще всего это унитарная по качественному составу и ценностным предпочтениям система, открытая по формам, но корпоративная по принципам формирования своих рядов. Это элита со специфической идеологической концепцией, консенсусная по методам и формам политической деятельности. Ее характерные черты -- сочетание в политике гибкости с твердостью в защите своих элитных интересов, умеренный консерватизм, либерально-революционная направленность.
Доминантная -- элита демократической ориентации, плюралистическая и мобильная по своему составу, открытая по механизмам рекрутирования своих членов, доминантная по идеологическим установкам и консенсусная по методам политико-управленческой деятельности. Такая элита чаще всего характерна для общества переходного этапа. Ей присущи способность к лавированию и компромиссам, перспективность и конструктивность, либерально-демократические воззрения, смелость и самостоятельность. Она легко вбирает в себя людей передовых взглядов, инициативных и способных на смелый поступок.
Демократическая -- элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, плюралистическая по своему составу, идеологическим ориентациям и приоритетности социальных идеалов, открытая по механизмам
8
формирования, консенсусная по формам и методам политической деятельности. Ее власть основана на авторитете, компетентности, богатстве, определенности нравственных позиций.
Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности.
Политическая элита имеет и
свою структуру. Элита по статусу
включает президента и вице-президента
страны, членов президентского совета,
лидеров представительных органов
власти и депутатов, премьер-министра
и его заместителей, министров, руководителей
администрации и председателей
представительных органов власти субъектов
Федерации, глав дипломатических
Неотъемлемым элементом
9
политики в ранге правящей элиты.
Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение -- ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты -- прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.