Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:50, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты.
2. Особенности политической элиты в России.
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Дима-Политическая элита.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Особенности  политической элиты в России

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется  тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с  собственностью [8].

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности. Также элита является неравномерной. Внутри правящей элиты существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований [3].

В настоящее время  правящая элита представляет собой  закрытую, самовоспроизводящуюся систему, происходит расширение теневой зоны ее повседневных управленческих практик. В результате этого снижается реальное политическое значение демократических институтов власти, их функционирование приобретает формально-процедурный характер; увеличивается роль теневого лоббирования политических решений; нарастают отчуждение общества от политической элиты и государства, политико-идеологическая индифферентность и протестная пассивность населения, что дает широкие возможности манипуляции общественным сознанием в частногрупповых интересах [8].

В настоящее время, как  и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных служб, родственники, лечащие врачи. Серьезное воздействие на принятие решений оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация Президента. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой [8].

Выделяются две важные особенности современной политической элиты России – идейная, нравственная слабость и стремление любой ценой  удержаться у власти. У элиты отсутствуют  идеологические ориентиры как в  виде системы нравственных ценностей, так и в виде социально-политической доктрины, долговременной программы реформ [8].

Совершенно справедливо  отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень  общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению демократических норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества [8]. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности [8]. В связи с этим В.С. Кот отмечает, что в России сложилось два народа – элита и обслуживающий ее персонал (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство[8].

Юридическая наука отмечает, что в основе углубляющегося политического  и нравственного кризиса лежит  кризис доверия к власти [8]: пренебрежительное  отношение к политической модели государства; в стране сложилась  ситуация, когда Президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают [8].

В политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков [6].

Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных  групп демократических стран (основой служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения); с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов влияют укрепившиеся в сознании россиян традиции, преемственность проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой. В большей степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность [2].

Однако общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые  изменения:

·  произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 45 лет;

·  значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества;

·  увеличилось количество лиц с высшим образованием (в почете юридическое, экономическое образование);

·  изменилась система рекрутирования (стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп) [2].

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она  проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам: группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Неоднородность проявляется и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих российскую элиту.

Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней  четко прослеживаются группы:

·  противников коммунистического режима;

·  представителей бизнеса, поднявшихся в период перестройки;

·  бывших кадровых офицеров;

·  интеллигенции;

·  политиков, заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость корпоративных взаимосвязей между звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев  находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х  гг., обозначилась тенденция к обособлению  элиты от общества и стремление к  самозамыканию. Определенным показателем  этого является факт:

·  борьба между главами регионов и городов за снятие ограничений на повторное занятие одних и тех же постов;

·  вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в ее составы;

·  крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне [2].

Таким образом, особенностями  правящей элиты России являются:

·  усиление роли исполнительной власти;

·  повышение значимости неофициальных связей;

·  обострение внутриэлитного соперничества,

·  неравномерность,

·  закрытость,

·  самовоспроизводимость,

·  расширение теневой зоны,

·  монополизация власти узким кругом лиц,

·  преемственность,

·  идейная, нравственная слабость,

·  стремление любой ценой удержаться у власти,

·  структурная неоднородность,

·  крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,

·  обособление от общества.

На основе изложенного можно  выделить следующие пути рекрутирования российской политической элиты. Во-первых, возврат бывших партийных руководителей  высшего звена на высокие государственные должности. Во-вторых, преобразование бывшей советской номенклатуры в современную номенклатуру, называемую «демократической» (с сохранением и воспроизводством номенклатурных связей). В-третьих, привлечение в органы власти специалистов-интеллектуалов. В-четвертых, выдвижение в правящую элиту новых политиков на основе новой легитимности (путем выборов) [8].

Эксперты по возрождению государственности  в России выделяют главные качества представителей настоящей элиты:

1) творческая свобода;

2) особый тип поведения: повышенные планки чувства долга и чести, жертвенность, аскетический образ жизни;

3) ключевой долг – служение  Отечеству;

4) осознание России, как уникальной культуры и цивилизации, ощущение неразрывной связи с предками, их ценностями, победами и достижениями; понимание русской государственности как исторического шедевра;

5) подчеркнутость корпоративно-сословной  принадлежности к Отечеству;

6) неприятие культа материальных  благ, охлократической модели «нормальной»  человеческой жизни;

7) способность к выработке единодушия с соотечественниками, в том числе представителями других вер и культурных традиций [8].

 

3. Роль политической  элиты в демократических обновлениях  общества России

Элитарность современного общества - доказанный факт. Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это идеал.

Для демократического государства  имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту [7].

Взаимоотношение политической элиты с обществом показана в  теориях демократического элитизма: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия - это правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Элита, по Веберу, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. В понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию «по основанию достоинств» [7].

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода:

1) Концепция плюрализма: общество представлено множеством  групп интересов политики, каждая  из которых выделяет свою собственную  элиту и контролирует ее; деление  на элиту и массу носят условный  характер; элиты «открыты» для  включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.

2) Критическая (леволиберальная)  концепция элит связана с именем  американского политолога Миллса: тезис об однородности (гомогенности) элиты. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование; членство в аристократических клубах. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из своей собственной среды.

Каждая из рассмотренных  теорий подвергалась критике со стороны  многих политологов [7].

Демократия требует, чтобы  элиты трактовали политику как искусство  договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на ценности существования демократических институтов. Элиты играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита рискует потерять власть или шансы ее получить. В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах, референдумах), а с другой - модифицировать их убеждения или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан и их объединений. Это очень сложный и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать так долго, насколько существует согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций [6].

Информация о работе Политическая элита