Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:50, реферат
Целью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.
Введение.
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты.
2. Особенности политической элиты в России.
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России.
Заключение.
Список литературы.
2. Особенности политической элиты в России
Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с собственностью [8].
Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности. Также элита является неравномерной. Внутри правящей элиты существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований [3].
В настоящее время правящая элита представляет собой закрытую, самовоспроизводящуюся систему, происходит расширение теневой зоны ее повседневных управленческих практик. В результате этого снижается реальное политическое значение демократических институтов власти, их функционирование приобретает формально-процедурный характер; увеличивается роль теневого лоббирования политических решений; нарастают отчуждение общества от политической элиты и государства, политико-идеологическая индифферентность и протестная пассивность населения, что дает широкие возможности манипуляции общественным сознанием в частногрупповых интересах [8].
В настоящее время, как и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных служб, родственники, лечащие врачи. Серьезное воздействие на принятие решений оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация Президента. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой [8].
Выделяются две важные
особенности современной
Совершенно справедливо отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению демократических норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества [8]. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности [8]. В связи с этим В.С. Кот отмечает, что в России сложилось два народа – элита и обслуживающий ее персонал (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство[8].
Юридическая наука отмечает, что в основе углубляющегося политического и нравственного кризиса лежит кризис доверия к власти [8]: пренебрежительное отношение к политической модели государства; в стране сложилась ситуация, когда Президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают [8].
В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков [6].
Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран (основой служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения); с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов влияют укрепившиеся в сознании россиян традиции, преемственность проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой. В большей степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность [2].
Однако общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые изменения:
· произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 45 лет;
· значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества;
· увеличилось количество лиц с высшим образованием (в почете юридическое, экономическое образование);
· изменилась система рекрутирования (стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп) [2].
Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам: группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Неоднородность проявляется и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих российскую элиту.
Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:
· противников коммунистического режима;
· представителей бизнеса, поднявшихся в период перестройки;
· бывших кадровых офицеров;
· интеллигенции;
· политиков, заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.
Следствием неоднородности
является слабость корпоративных взаимосвязей
между звеньями элиты. Региональная
элита в большинстве случаев
находится в оппозиции к
Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самозамыканию. Определенным показателем этого является факт:
· борьба между главами регионов и городов за снятие ограничений на повторное занятие одних и тех же постов;
· вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в ее составы;
· крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне [2].
Таким образом, особенностями правящей элиты России являются:
· усиление роли исполнительной власти;
· повышение значимости неофициальных связей;
· обострение внутриэлитного соперничества,
· неравномерность,
· закрытость,
· самовоспроизводимость,
· расширение теневой зоны,
· монополизация власти узким кругом лиц,
· преемственность,
· идейная, нравственная слабость,
· стремление любой ценой удержаться у власти,
· структурная неоднородность,
· крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,
· обособление от общества.
На основе изложенного можно выделить следующие пути рекрутирования российской политической элиты. Во-первых, возврат бывших партийных руководителей высшего звена на высокие государственные должности. Во-вторых, преобразование бывшей советской номенклатуры в современную номенклатуру, называемую «демократической» (с сохранением и воспроизводством номенклатурных связей). В-третьих, привлечение в органы власти специалистов-интеллектуалов. В-четвертых, выдвижение в правящую элиту новых политиков на основе новой легитимности (путем выборов) [8].
Эксперты по возрождению государственности в России выделяют главные качества представителей настоящей элиты:
1) творческая свобода;
2) особый тип поведения: повышенные планки чувства долга и чести, жертвенность, аскетический образ жизни;
3) ключевой долг – служение Отечеству;
4) осознание России, как уникальной культуры и цивилизации, ощущение неразрывной связи с предками, их ценностями, победами и достижениями; понимание русской государственности как исторического шедевра;
5) подчеркнутость корпоративно-
6) неприятие культа материальных
благ, охлократической модели «
7) способность к выработке единодушия с соотечественниками, в том числе представителями других вер и культурных традиций [8].
3. Роль политической
элиты в демократических
Элитарность современного общества - доказанный факт. Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это идеал.
Для демократического государства имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту [7].
Взаимоотношение политической элиты с обществом показана в теориях демократического элитизма: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия - это правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Элита, по Веберу, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. В понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию «по основанию достоинств» [7].
Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода:
1) Концепция плюрализма:
общество представлено
2) Критическая (леволиберальная)
концепция элит связана с
Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов [7].
Демократия требует, чтобы элиты трактовали политику как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на ценности существования демократических институтов. Элиты играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита рискует потерять власть или шансы ее получить. В этой связке элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах, референдумах), а с другой - модифицировать их убеждения или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан и их объединений. Это очень сложный и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать так долго, насколько существует согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций [6].