Политическая эллита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Файлы: 1 файл

Политическая элитал.docx

— 271.29 Кб (Скачать файл)

1)Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

 

 

2) Политическая система выступает как универсальная управляющая и регулирующая подсистема общества, обеспечивающая согласованное функционирование всех других его подсистем на основе использования государственной власти.

 Если говорить о  структуре политической системы,  то необходимо отметить, что основным  элементом политической системы  общества, ее ядром является государство.  Нужно указать те его свойства, которые придают ему статус  основного компонента политической  системы. Таких черт несколько.  Среди них важнейшими являются, по крайней мере, следующие две. 

 Во-первых, это право  государства на применение физического  принуждения, для чего оно имеет  в своем распоряжении специальные  органы. Насилие отнюдь не является  нормальным и единственным средством  государства, но именно только  государство обладает монополией  легитимного насилия. Только государство  обладает всеми публично-властными  прерогативами, которые оно не  делит ни с какими иными  существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами. 

 Во-вторых, всеобщность  влияния государства на своих  граждан, обязательность его велений  для всех членов общества. Влияние  же любого другого социального  института в лучшем случае  распространяется на его добровольных  членов или приверженцев. Эта  черта государства обусловлена  самим фактом существования общества  как целостного социального организма,  нормальное функционирование которого  невозможно без решения общих  для него проблем. Именно государство,  являясь официальным представителем  всех граждан, осуществляет выполнение  общих дел, вытекающих из природы  всякого общества.

 Таким образом, государство  является всеобщей организацией, основным инструментом реализации  интересов и воли не только  экономически доминирующих социальных  сил, но и всех без исключения  групп и слоев общества. Оно  есть главный институт, посредством  которого осуществляется власть  в политическом сообществе. Именно  в силу всего этого государство  выступает в качестве основного  компонента политической системы  общества.

3) Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

  Политический режим  определяется следующими признаками:

  ~ степенью участия  народа в механизмах формирования  политической власти, а также  самими способами такого формирования;

  ~ соотношением прав  и свобод человека и гражданина  с правами государства; гарантированностью  прав и свобод личности;

  ~ характеристикой реальных  механизмов осуществления власти  в обществе; степенью реализации  политической власти непосредственно  народом;

~ положением средств  массовой информации, степенью гласности  в обществе и прозрачностью  государственного аппарата;

  ~ местом и ролью  негосударственных структур в  политической системе общества;

  ~ соотношением между  законодательной и исполнительной  ветвями власти; характером правового  регулирования в отношении граждан  и должностных лиц;

  ~ типом политического  поведения; характером политического  лидерства;

  ~ учетом интересов  меньшинства при принятии политических  решений; доминированием определенных  методов при осуществлении политической  власти;

~ степенью верховенства  закона во всех сферах общественной  жизни; принципами взаимоотношения  общества и власти;

  ~ политическим и юридическим  положением и ролью в обществе "силовых" структур государства  (армии, полиции, органов государственной  безопасности);

~ мерой политического  плюрализма, многопартийности; существованием  реальных механизмов привлечения  к политической и юридической  ответственности должностных лиц,  включая самых высших.

Виды:

1. Авторитарный режим

 

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в  том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей  авторитетам и властям.

 

Политический режим, соответствующий  принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

2.Военно-бюрократический  режим

военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает  в виде военной диктатуры, но в  дальнейшем политическо развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

Корпоративный авторитаризм

корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах  с вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где корпоративное  представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

Дототалитарный авторитаризм

дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

довольно влиятельная  политическая группа, ориентирующаяся  на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную  автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние  политические и социальные структуры  сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса;

Постколониальный авторитаризм

постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип авторитаризма, где  политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку  к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены  из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать  бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанисткий режим

султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

3. Деспотический режим

 

Деспотизм характеризуется  полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.

4. Тоталитарный режим

 

Тоталитаризм означает, что  государство вмешивается во все  сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной  религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего  вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция  не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

 

Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

 

Признаки тоталитаризма: — тотальный государственный  контроль над обществом;

— всеобщая монополизация  и централизация власти в руках  господствующего меньшинства;

—система жесткого полицейского террористического контроля над  всеми гражданами;

— политизация (в плане  пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая  является ядром политической системы  тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с  государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном  виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

     В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

5. Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства  и катастрофическом снижении роли государственной  власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для  периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также  анархия представляется как форма  общественного устройства, но не как  некое промежуточное состояние  в момент перехода от одного политического  режима к иному.

Информация о работе Политическая эллита