Политическая культура и ее роль в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:11, реферат

Описание работы

Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 

Политическая культура и ее роль в развитии общества

 

  1. Понятие и структура политической культуры.

 

Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

 

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

 

Характерные черты политической культуры;

 

1) является продуктом естественноисторического  развития общества, результатом  коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и  интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами  жизнедеятельность общества в  целом, сочетает интересы различных  социальных групп, классов, государства  и личности;

6) предлагает определенные образцы  поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

 

Элементы структуры политической культуры:

 

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

— политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

— политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.). 

 

Функции политической культуры:

 

1) познавательная (формирует у граждан  необходимые общественно-политические  знания, взгляды, повышает политическую  образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить  связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном  сознании необходимые политические  ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

2. Типы политической культуры.

 

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

 

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

 

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

 

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

 

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.

 

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

 

  1. Функции политической культуры.

 

Политическая культура выполняет следующие основные функции:

 

- познавательную. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политическую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважительное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие;

 

- интегративную, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политического строя;

 

- коммуникативную функцию, позволяющую установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют политические нормы;

 

- регулятивную. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностями;

 

- воспитательную, которая позволяет сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей;

 

- социализации, характеризующая приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права.

 

Выделяют также функции идентификации, адаптации, ориентации и другие.

 

На практике все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально активной личности, на стабильное развитие общества.

 

  1. Содержание термина «политическая социализация».

 

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

 

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хэйменом

 

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

 

Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

 

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

 

На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой “вертикальный” характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в “одну сторону” - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

 

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

 

Филипп Васбурн считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

 

С точки зрения Ф. Н. Ильясова , политическая социализация – «это процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие:

1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения;

2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя;

3) выбор «своей» социальной  группы и политической позиции;

 4) вхождение в «свою» социально-политическую группу;

5) усвоение определённых политических  функций, реализация политического поведения».

 

  1. Этапы политической социализации личности.

 

Социализация – процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.

 

В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.

 

Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.

 

Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны – активность и осознанность политических действий.

Информация о работе Политическая культура и ее роль в развитии общества