Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:12, реферат
Для понимания социального значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры: и та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества.
Политическая культура и
ее структурные элементы. Политическая
культура является одним из важнейших
элементов политической системы, так
как уровень ее развития говорит
о качестве самой этой системы. Отражая
политическую и юридическую осведомленность
граждан, общественных и политических
деятелей и их политическое поведение,
политическая культура оказывает большое
влияние на деятельность политических
институтов, определяет характер взаимосвязи
государства и гражданского общества.
Для понимания социального значения
и роли политической культуры важно учитывать
единство и взаимодействие политики и
культуры: и та, и другая действуют в качестве
меры овладения, господства. Культура
служит средством господства людей над
природой, их субъективным миром, политика
выражает власть людей над общественными
отношениями, другими людьми. Политическая
культура влияет на способы осуществления
власти, а ее собственное развитие находится
в зависимости от политических преобразований.
Однако факт взаимосвязи политики и культуры
не означает их тождества. Они различаются
по сферам действия: смысл политики - в
развитии и преобразовании власти, смысл
культур — в развитии и преобразовании
личности. Их единство и различия объединены
понятием «политическая культура». Политическая
культура неотъемлемая составная часть
общенациональной культуры.
В трактовке политической культуры
существует два основных направления.
Одно ограничивает ее сферой психического,
другие наряду с «образцами» политического
сознания включает в нее и «образцы» политического
поведения людей. Но проявления культуры
в сфере политического этим не исчерпываются.
Если на индивидуальном и групповом уровнях
политическая культура выступает как
единство культуры политического сознания
и поведения индивидов и групп, то на уровне
общественном она должна быть дополнена
еще одним элементом - культурой функционирования
политической системы и образующих ее
структур.
Структуру политической культуры
составляют три взаимосвязанных элемента:
политический опыт, политическое сознание
и политическое поведение.
Практическая направленность
политической культуры на регуляцию политических
отношений требует в ее структуре наличия
средств такой регуляции: 1-ми являются
нормы, ставшие правилами поведения, которые
приняты в данной политической общности.
Специфическим для политики видом норм
служат политические символы, способствующие
сплочению больших масс людей четкой ориентации
их политического поведения. Это условный
образ политических ценностей, идеалов,
средство их пропаганды. Ими являются
гербы государств, цвета национальных
флагов, эмблемы политических партии,
ордена и с учетом возможностей политической
системы формируются такие компоненты
политического сознания, как политические
ориентации и установки граждан. К ним
относятся установки:
• на политические институты
и структуры (например, государство может
восприниматься либо как орган принуждения,
доминирующий над обществом, либо как
организующий и регулирующий институт);
• на законы и другие нормативные
акты (например, уважительное отношение
к закону или правовой нигилизм). Сюда
входит также отношение к конкретным политическим
деятелям (политические рейтинги) и отношение
гражданина к себе как участнику политического
процесса и т.д. В результате у человека
формируется ориентация на определенные
образцы политического поведения.
Политическое поведение, формы
политического участия обусловлены политическим
сознанием, с одной стороны, и уровнем
политического развития общества в целом,
с другой включает:
• формы и степень участия граждан
в деятельности политических организаций,
массовых движениях, митингах и пр. Формы
политического поведения могут быть различными:
неучастия в политической жизни, пассивного
участия (голосование, подчинение закону),
активного участия;
• тип электорального поведения
(например, поголовное участие в голосовании
в тоталитарных обществах);
• формы и средства взаимодействия
граждан с государством и другими политическими
институтами.
В структуру политической
культуры на уровне политической системы
входят:
1) методы принятия политических
решений (кем, в какой форме, на основе
закона или нет);
2) формы и методы регулирования
социально-политических конфликтов (например,
использование силы);
3) тип электорального процесса
(выборов) и т.д.
Политическая культура оказывает
троякое воздействие на политические
процессы и институты. Во-первых, под ее
воздействием воспроизводятся традиционные
формы политической жизни и происходит
это даже при условии изменения политического
режима. Во-вторых, политическая культура
порождает новые для общества формы политической
жизни. В-третьих, она может комбинировать
традиционные и новые формы политической
жизни.
Роль и значение политической
культуры в политической системе общества
характеризуют также ее функции: познавательная
- формирование у граждан необходимых
знаний, взглядов, убеждений; интеграции
- обеспечение возможности сосуществования
различных групп на базе общепринятых
ценностей в рамках определенной политической
системы и политического строя; коммуникации
- обеспечение связи, взаимодействия всех
участников политического процесса на
основе использования общепринятых терминов,
символов й других средств информации
и языка общения; социализации — обретение
человеком навыков и свойств, позволяющих
ему реализовывать свои гражданские права
и политические интересы; регулятивная
- формирование и закрепление в общественном
сознании необходимых политических установок,
целей, мотивов, норм поведения.
Типы политических культур.
Политическая культура любой страны формируется
под воздействием многочисленных и разнообразных
факторов (в т.ч. исторических, географических,
экономических), что, очевидно, и предопределяет
многообразие типов политической культуры.
Понятие «тип политической культуры»
используется для отражения специфики
политической культуры определенной исторической
общности и фиксирует наиболее общие черты
политического сознания и поведения людей,
живущих в определенный момент истории
и в одной исторической среде.
В основании типологии политических
культур могут лежать различные критерии.
В современной политологии особую известность
получила классификация политических
культур, предложенная Г. Алмондом и С.
Верба в книге «Гражданская культура»
(Нью-Йорк, 1963). Авторы сосредоточили внимание
на ценностях, образцах поведения и способах
организации власти. Они выделили три
основных типа политической культуры:
патриархальный, для которого характерно
отсутствие в обществе, где он господствует,
интереса граждан к политической жизни;
отличающийся сильной ориентацией на
политическую систему, но невысоким уровнем
активности граждан; активистский с заинтересованностью
в политической системе и активным участием
в ней. На практике эти типы политической
культуры в чистом виде встречаются редко,
а образуют, взаимодействуя между собой,
смешанные формы с преобладанием тех или
иных компонентов. Самой массовой и оптимальной,
с точки зрения обеспечения стабильности
политического режима, является, по мнению
авторов, комбинация культур - гражданская
или культура «гражданственности», в которой
преобладают черты культуры подданнического
типа.
В качестве еще одного критерия
для типологии политической культуры
выступает ориентация общества на те или
иные регулятивные механизмы в рамках
политической системы. Здесь можно говорить
о рыночной и бюрократической политических
культурах.
Рыночная политическая культура
понимает политику как разновидность
бизнеса, политика как «товар», политические
решения - результат «торговой сделки».
Высшей целью являются частные интересы,
а государство и другие политические структуры
рассматриваются как средство реализации
интересов.
Этатистская политическая культура
демонстрирует главенствующую роль государственных
институтов в организации политической
жизни и регулировании политического
участия граждан.
Существуют и более общие критерии
типологии, заданные, в частности, цивилизованными
особенностями Запада и Востока, ценности
и традиции которых являются фундаментом
практически всех существующих в мире
политических культур.
Что представляет собою политическая
культура России?
В России сложилась политическая
культура, особенности которой обусловлены
геополитическим положением, чертами
национальной психологии, историческими
традициями и др. факторами. Государство
в общественной жизни занимает доминирующее
положение по отношению к обществу и индивиду,
государственные интересы превалируют
над целями и интересами личности. Жители
страны веками ориентировались на нормы
общинного коллективизма, человек ощущал
безусловную подчиненность своего «Я»
групповым и коллективным интересам. В
XX в. на характер политической культуры
сильное влияние оказали уничтожение
тоталитарным режимом целых социальных
слоев и народностей, отказ от рыночных
регуляторов экономики, что нарушило историческую
преемственность поколений, межкультурные
связи России с мировым сообществом, сделало
невозможным развитие плюралистических
ценностей.
В результате политическая культура
современной России представляет собой
культуру весьма противоречивую, внутренне
расколотую, с безоговорочным преобладанием
норм и ценностей патриархального, традиционалистского
типа. Большинство граждан демонстрирует
стремление к поиску харизматического
лидера, способного вывести страну из
кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения
большинства населения отличается склонностью
к несанкционированным формам протеста,
силовым методам разрешения конфликтных
ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных
политических тенденций (демократия -
авторитаризм, централизация - регионализация),
столкновение различных субкультур (коммунистической,
радикал-либеральной, национал-патриотической),
представители которых пользуются столь
разным политическим языком и аргументацией,
что не понимают друг друга, затрудняют
компромисс, не дают возможности выработать
единые ценности политического устройства
России, обеспечить внутреннюю целостность
государства и общества.
Преобладание таких норм и ценностей
препятствует утверждению в обществе
демократических форм организации власти,
в ряде случаев способствует активизации
движений националистического и фашистского
толка, а в целом поддерживает и воспроизводит
в нашем обществе черты прежней, тоталитарной
государственности.
Таким образом, одной из насущных
задач реформирования российского общества
является преобразование политической
культуры на основе демократических ценностей.
Политика властей должна быть направлена
на утверждение правовых, цивилизованных
отношений между гражданами и государством,
реальное изменение гражданского статуса
личности, создание механизмов, с помощью
которых люди могли бы влиять на политику
властей и сделать их подконтрольными
народу, преодолеть безответственность
политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.
Информация о работе Политическая культура и ее структурные элементы