Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа
В контрольной работе рассматриваются такие вопросы как: сущность политической культуры и идеологии и их аспекты взаимодействия, типы политической культуры и место идеологии в обществе, политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.
Введение
1. Политическая культура и идеология: структурный, функциональный аспекты взаимодействия.
2. Типы политической культуры и место идеологии в обществе.
3. Политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.
Заключение
Список терминов
Список используемой литературы
Тема: Политическая культура и идеологические процессы
План:
Введение
1. Политическая культура и идеология: структурный, функциональный аспекты взаимодействия.
2. Типы политической культуры и место идеологии в обществе.
3. Политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.
Заключение
Список терминов
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Политика как деятельность предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности.
Политической культуре, как и любой другой области политики, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают свойственные политической культуре всеобщие и необходимые связи, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Основной задачей политической науки при этом является выявление основных закономерностей и тенденций функционирования политической культуры, с тем, чтобы объяснить ее сущность, рационализировать и систематизировать знания о всех ее компонентах.
Политическая культура выступает неотъемлемой части культуры в целом. В понятии политической культуры органически выражается единство политики и её общественного осознания.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
В контрольной работе рассматриваются такие вопросы как: сущность политической культуры и идеологии и их аспекты взаимодействия, типы политической культуры и место идеологии в обществе, политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.
1. Политическая культура
и идеология: структурный,
Формирование и
Идеологические процессы органично связаны с политической культурой. Можно утверждать, что политическая культура является одним из важнейших системообразующих элементов идеологии, одним из детерминирующих факторов идеологических процессов.
Политическая культура и идеология – два основополагающих фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов.
В настоящее время имеется множество определений политической культуры, отражающих различные подходы и точки зрения относительно этого явления.
Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Прежде всего, политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.
Политическая культура обладает общечеловеческими характеристиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.). Однако она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, поэтому, не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Ведь не представляется возможным политическую культуру США, Англии, или Польши, в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).
Политическая культура – не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения. В этом плане политическая культура – развивающийся феномен. Даже на небольшом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти радикальные изменения.
Политическая культура – лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)». Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры «действуют сообща», практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.
Политическая культура
– сложноструктурированный
Для выяснения структурно-
Политическая культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская – на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп.
Ценности сообщества на практике реализуются через нормы, которые имеют собственно политический, правовой и моральный характер. Они определяют общепринятые требования – правила поведения субъектов политического действия. Нормы являются внутренними, автономными регуляторами поведения, ценностями инструментального порядка. Поэтому их выработка и усвоение более сложный и длительный процесс (апробация на собственном опыте), чем принятие ценностей-идеалов на вербальном уровне. Этим объясняется противоречивость сознания и поведения людей переходного общества – позитивное восприятие ценностей западного общества, но в индивидуальном поведении следование нормам старого строя.
Важным элементом политической культуры является политическое действие и поведение.
Идеология призвана обосновывать и оправдывать определенные социальные действия, мобилизует и вдохновляет массы на их реализацию. Поэтому можно утверждать, что она стимулирует разнообразные типы политического поведения: автономный (самостоятельный) или мобилизационный (инициированный властью); открытый (публичный) или закрытый (в рамках политических институтов); нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих норм); традиционный или инновационный.
На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости охватывает психику, науку, язык и идеологию. Здесь идеология выступает в качестве самостоятельного компонента, непосредственно взаимодействуя с другими.
Политическая идеология выражает ценности, интересы групповых субъектов политики. Ограниченность идеологии состоит в том, что зависит от интересов тех или иных общественных групп, формирует ценности и нормы, характерные тем группам. Идеология апеллирует как к иррациональным, так и рациональным элементам массового сознания. Поэтому идеология часто формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для утверждения своих ценностей или берет на вооружение научные концепции и теории.
Преобразующая роль политической культуры и идеологии особенно актуальна для переходного общества. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию, от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений самой политической культуры, формирования ценностей, норм поведения, адекватных рыночной экономике и плюралистической демократии. Существующая политическая культура является естественным основанием оптимальной модели развития, ибо базовые ценности, традиции, национальные особенности определяют характер, глубину, темп и направленность преобразований.
Исследователи политической культуры отмечают, что в переходном обществе политический выбор граждан носит преимущественно психологический, а не идеологический характер.
2. Типы политической культуры и место идеологии в обществе
Тип политической культуры определяется комплексом факторов, среди которых:
1. Культурно-цивилизационные –
система духовных ценностей,
2. Национально-исторические – тип регулирования поступков большинства членов нации на протяжении длительных периодов ее истории, историческое своеобразие развития социума, сложившиеся традиции, этнонациональный состав населения, хозяйственно-географические характеристики, национальная психология.
3. Социально-классовые
– особенности социально-
В западной политической науке традиционной стала классификация типов политической культуры, берущая начало в работах Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.) и «Еще раз о гражданской культуре» (1980 г.). Согласно их подходу выделяют три основных типа политической культуры:
- подданическая культура характеризуется сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетается с низкой индивидуальной активностью населения. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.
- патриархальная культура (культура подчинения) характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).
- культура участия, или культура гражданственности (активистская) характеризуется заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы