Политическая культура и идеологические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассматриваются такие вопросы как: сущность политической культуры и идеологии и их аспекты взаимодействия, типы политической культуры и место идеологии в обществе, политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.

Содержание работы

Введение
1. Политическая культура и идеология: структурный, функциональный аспекты взаимодействия.
2. Типы политической культуры и место идеологии в обществе.
3. Политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.
Заключение
Список терминов
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ОИБГ.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Политическая культура и идеологические процессы

 

План:

Введение

1. Политическая культура и идеология: структурный, функциональный аспекты взаимодействия.

2. Типы политической культуры и место идеологии в обществе.

3. Политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.

Заключение

Список терминов

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Политика как деятельность предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности.

Политической культуре, как и любой другой области  политики, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают свойственные политической культуре всеобщие и необходимые  связи, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Основной задачей политической науки при этом является выявление основных закономерностей и тенденций функционирования политической культуры, с тем, чтобы объяснить ее сущность, рационализировать и систематизировать знания о всех ее компонентах.

Политическая культура выступает неотъемлемой части культуры в целом. В понятии политической культуры органически выражается единство политики и её общественного осознания.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

В  контрольной работе рассматриваются такие вопросы  как: сущность политической культуры и  идеологии  и их аспекты взаимодействия, типы политической культуры и место идеологии в обществе, политическая культура современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.

 

 

1. Политическая культура  и идеология: структурный, функциональный  аспекты взаимодействия

 

Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в начале ХІХ века для обозначения учения об идеях как теоретической основы политики и этики. С тех пор и само содержание термина, и отношение к идеологии в целом постоянно изменялись от полного пренебрежения к почтению, и наоборот. Это объяснимо, т.к. идеология, во-первых, тесно связана с политикой, что само по себе уже предопределяет ее включенность в сферу тех или иных социальных интересов. Во-вторых, она продукт духовного производства, а потому ее дефиниция во многом зависит от решения и аспектов рассмотрения проблем производства общественного сознания. В-третьих, идеология связана с диалектически противоречивой по своей сущности познавательной деятельностью человека, механизмом включения человека в духовный мир культуры, что также не может не накладывать определенного отпечатка на характер ее исследования.

Идеологические процессы органично связаны с политической культурой. Можно утверждать, что политическая культура является одним из важнейших системообразующих элементов идеологии, одним из детерминирующих факторов идеологических процессов.

Политическая культура и идеология – два основополагающих фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов.

В настоящее время имеется множество определений политической культуры, отражающих различные подходы и точки зрения относительно этого явления.

Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Прежде всего, политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.

Политическая культура обладает общечеловеческими характеристиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.). Однако она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, поэтому, не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Ведь не представляется возможным политическую культуру США, Англии, или Польши, в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).

Политическая культура – не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения. В этом плане политическая культура – развивающийся феномен. Даже на небольшом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти радикальные изменения.

Политическая культура – лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)». Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры «действуют сообща», практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.

Политическая культура – сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Прежде всего к политической культуре следует  отнести тот слой (сегмент) общественного  сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя. Как отмечал Г. Гегель, «в общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное – дело великого человека. …Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого» [2, стр.354]. Поэтому к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим числом граждан ценности, так и ценности и идеалы тех людей, которые работают на политическую перспективу.

Для выяснения структурно-функциональной связи политической культуры и идеологии  интересен опыт применения понятия  “менталитет” в современных исследованиях политической культуры. Под этим понятием сегодня подразумевают устойчивую модель мышления, поведения, отражающих особое видение мира и отношения к окружающей реальности.

Политическая культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская – на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп.

Ценности сообщества на практике реализуются через нормы, которые имеют собственно политический, правовой и моральный характер. Они  определяют общепринятые требования –  правила поведения субъектов  политического действия. Нормы являются внутренними, автономными регуляторами поведения, ценностями инструментального порядка. Поэтому их выработка и усвоение более сложный и длительный процесс (апробация на собственном опыте), чем принятие ценностей-идеалов на вербальном уровне. Этим объясняется противоречивость сознания и поведения людей переходного общества – позитивное восприятие ценностей западного общества, но в индивидуальном поведении следование нормам старого строя.

Важным элементом политической культуры является политическое действие и поведение.

Идеология призвана обосновывать и оправдывать определенные социальные действия, мобилизует и вдохновляет  массы на их реализацию. Поэтому  можно утверждать, что она стимулирует  разнообразные типы политического  поведения: автономный (самостоятельный) или мобилизационный (инициированный властью); открытый (публичный) или закрытый (в рамках политических институтов); нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих норм); традиционный или инновационный.

На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости охватывает психику, науку, язык и идеологию. Здесь идеология выступает в качестве самостоятельного компонента, непосредственно  взаимодействуя с другими.

Политическая идеология  выражает ценности, интересы групповых субъектов политики. Ограниченность идеологии состоит в том, что зависит от интересов тех или иных общественных групп, формирует ценности и нормы, характерные тем группам. Идеология апеллирует как к иррациональным, так и рациональным элементам массового сознания. Поэтому идеология часто формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для утверждения своих ценностей или берет на вооружение научные концепции и теории.

Преобразующая роль политической культуры и идеологии особенно актуальна для переходного общества. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию, от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений самой политической культуры, формирования ценностей, норм поведения, адекватных рыночной экономике и плюралистической демократии. Существующая политическая культура является естественным основанием оптимальной модели развития, ибо базовые ценности, традиции, национальные особенности определяют характер, глубину, темп и направленность преобразований.

Исследователи политической культуры отмечают, что в переходном обществе политический выбор граждан носит преимущественно психологический, а не идеологический характер.

 

 

2. Типы политической  культуры и место идеологии в обществе

 

Тип политической культуры определяется комплексом факторов, среди которых:

1. Культурно-цивилизационные –  система духовных ценностей, мировоззренческие  особенности, религиозные различия, специфические основания миропонимания  и мироощущения людей (ментальность), способы политического поведения, отношения к власти. В этой связи выделяют особенности европейской, азиатской, арабской, славянской и других культур. Различают также политическую культуру большого и малого народа, островную и континентальную.

2. Национально-исторические  – тип регулирования поступков большинства членов нации на протяжении длительных периодов ее истории, историческое своеобразие развития социума, сложившиеся традиции, этнонациональный состав населения, хозяйственно-географические характеристики, национальная психология.

3. Социально-классовые  – особенности социально-классовой  структуры, тенденции ее развития, реальное положение и качественный состав тех или иных социальных групп, своеобразие состава политической элиты.

В западной политической науке традиционной стала классификация  типов политической культуры, берущая  начало в работах Г. Алмонда и  С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.) и «Еще раз о гражданской культуре» (1980 г.). Согласно их подходу выделяют три основных типа политической культуры:

- подданическая культура характеризуется сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетается с низкой индивидуальной активностью населения. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

- патриархальная культура (культура подчинения) характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

- культура участия, или культура гражданственности (активистская) характеризуется заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы