Политическая культура: понятие, структура, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Понятие и структура политической культуры
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явления, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
В своей контрольной работе я хочу выполнить следующую задачу, а именно, отобразить само понятие политической культуры – ее структуру и типы.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «политическая культура» и его содержание 5
2. Структура и типологизация политической культуры 7
2.1 Структура политической культуры 7
2.2 Типы политической культуры 11
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17

Файлы: 1 файл

конт.работа по политологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

     Политический  миф – это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.

     Основными свойствами любого мифа, в том числе  и мифа политического, являются:

  1. полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;
  2. ограниченность – миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;
  3. отвлеченность – миф не соотносится с эмпирической действительностью;
  4. фундаментальность веры – миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;
  5. статичность – миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.

     Политический  символ – это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Если исходить из концепции Т.Парсона, согласно которой "культура – это упорядоченная система символов", то можно сказать, что политическая культура – это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т.п.). Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией – он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Типы политической культуры 

     В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов  политической культуры было осуществлено Г.Алмондом и С.Вербой. С 1985 по 1962гг. они предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концепция была представлена в работе "Гражданская культура". В ней выделялись три типа политической культуры:

     1) Патриархальный тип. Для него были характерны ориентации граждан на местные ценности – общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности – вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.

     2) Подданнический тип. Он характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в тоже самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют.

     3) Активистский тип или политическая культура участия. Она отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.

     Однако  в реальной жизни, замечает Алмонд, политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, "смесь" из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких комбинаций. Для демократической индустриальной политической системы характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно – 30,40 и 30%; для демократической доиндустриальной – 20,20 и 60%. Указанные пропорции, конечно же, достаточно условны, могут колебаться, но они выражают характер соотношения различных типов политических культур в разнообразных обществах.

     Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая носит смешанный характер. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", представителями которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальной, подданнической и активистской), во-вторых, наличие качество подданных и патриархатов даже у активных участников. Алмонд и Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, "идеальный гражданин" должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно.

     Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимости по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, эти черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно "гражданская культура" является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что "трансплантация" демократических моделей в страны не западной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым возвратом к авторитаризму, либо постепенной "гибридизацией" режима. Именно поэтому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое копирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.

     На  базе идей Г. Алмонда и С.Вербы были разработаны иные типологии культуры. В частности, польский социолог Е. Вятр предложил такую модель:

  1. Традиционная политическая культура, присущая докапиталистическим обществам. Она характеризуется признанием священного характера власти: действием традиционных норм ("так было всегда"), регулирующих права подданного и права власти; призванием неизменности политической системы и ее основных норм.

     2. Политическая культура сословной демократии. Она характеризуется тем, что большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному меньшинству.

     3. Демократическая и автократическая культуры.

     4. Политическая культура социалистической демократии.

     Другой  польский ученый – А.Боднер сводит все разновидности культур к  двум типам (с точки зрения отношения  к прогрессу): замкнутой, нацеленной на восстановление по образцу, установленному традициями; открытой, ориентированной на изменения, легко усваивающая новые ценности.

     Более подробную типологизацию политических культур предложил английский исследователь  Д.Каванах. Он выделил четыре типа политический культур.

     1. гомогенная политическая культура. Она характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью.

     2. фрагментарная политическая культура. Она характеризуется конфликтной оппозиционностью различных субкультур.

     3. смешанная политическая культура. Она характеризуется наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима.

     4. искусственно гомогенная политическая культура. Она характеризуется апатичностью (подданническим характером), соединяемой с мобилизованным участием. 

 

     Заключение 

     В своей контрольной работе я  выполнил задачу, поставленную мною во введении. И теперь можно подвести итог ко всему выше сказанному.

     Политическая  культура – неотъемлемая черта каждого  общества, характеристика образа и  стиля политической жизни общества, "составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов". Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения, как в сфере международных, так и внутренних отношениях.

     Политическая  культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры – политический человек, качества политической жизни общества в целом.

     Судьба  любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены.

 

      Список литературы 

  1. Зеркин  Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – ростов н/Д:   "Феникс", 1997.
  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: юристь, 1999.
  3. Пивоваров Ю.С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. – М., 1996.
  4. Политология: Учебник /под редакцией М.А.Василика. – М. Гардарики, 2003.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №1 

     Содержание  и структура политических ориентаций 

Ориентация Операциональное определение
Политическая  идентификация Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко.
Политическая  вера Готовность  сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп  с точки зрения того, заслуживает  ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.
Ориентации  относительно режима Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и  символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима.
"Правила игры" Как индивид  относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений  властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам.
Политическая  действенность Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений.
Политическая  компетентность Частота голосований  и других типов политической активности; знание о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике.
Input=Output-ориентация Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность "входов" и "выходов" политической системы.


Информация о работе Политическая культура: понятие, структура, типы