Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:38, контрольная работа
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Политическая культура формируется десятилетиями и даже столетиями.
Введение……………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и функции политической культуры………4
2. Анализ специфики современной российской политической
культуры………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………..16
Вместе с тем культурный статус идей отражает не только устойчивость ценностных отношений. Для культуры эти ценностные воззрения важны не только сами по себе, сколько как «работающие», т.е. воплощенные в жизни представления. Собственно культурные подход к политическим явлениям и демонстрирует, как цели и принципы, нормы и установки класса (нации, государства) «растворяются» в политических качествах человека, «умирают» в привычных для него актах мыслительной и практической активности, в предпочитаемых им образцах поведения, в реальных связях с государством и властью. Иначе говоря, специфика политической культуры связана именно с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках.
2. Анализ специфики современной российской политической культуры
Культурное своеобразие
Современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских
Политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение . На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из гражданского общества , а общество развивалось под жестоким патронажем государства , которое всегда было мотором общественного развития . Россия охотно признает ту власть, которая в той или иной степени носит сакральный характер.
Как показывает исторический опыт, социальная разнородность и острая конфликтность групповых мировоззрений породили низкий уровень целостности российской политической культуры, создали высокую фрагментированность культурного поля, т.е. предопределили отсутствие такой культурной формы, которая была бы способна интегрировать, объединить политически разнообразное сообщество. Такого рода факты однозначно говорят о расколе российской политической культуры, свидетельствующем об отсутствии в обществе базового ценностного консенсуса, что с удивительной настойчивостью проявляется в противоположности позиций «западников» и «славянофилов», «красных» и «белых», «коммунистов» и «демократов», одним словом – «наших» и «ненаших». Все это характеризует политическую культуру российского общества как внутренне расколотую, поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и многим второстепенным ориентирам.
Именно поэтому Россию непрестанно
сотрясали бесконечные бунты, восстания
и революции. В недавнем прошлом
проявлением традиционной для России
конфронтационной политической культуры
было столкновение сторонников Верховного
Совета и президента в октябре 1993 года.
В настоящее время
в российском обществе широко распространены
идеологизированность мышления, нетерпимость
части населения к носителям иных воззрений.
Это препятствует формированию консенсуса
главных общественно-политических сил
относительно базовых принципов государственного
устройства, объединению населения вокруг
общезначимых целей и его мобилизации
для их достижения.
Для российской
политической культуры характерны: радикализм,
проявляющийся в предпочтении насильственно-революционных
преобразований мерам эволюционного,
реформистского типа; уверенность в наличии
быстрых и простых решений сложных проблем.
Между тем в политике чаще складываются
ситуации, когда существует множество
вариантов действий при отсутствии явных
преимуществ или противопоказаний для
них. [3,212 с.]
Политическая культура современной
России как феномен переходного
периода включает множество элементов,
которые могут быть сгруппированы на основе
следующих критериев: многослойность,
гетерогенность, антиномичность.
Многослойность
проявляется в сочетании нескольких разнородных
пластов: сугубо российского (этатизм,
коллективизм, мессианство, соборность),
советского (идеализм, вождизм, уравнительство),
модернистского (индивидуализм, ориентация
на рынок и демократию).
Антиномичность
российской политической культуры состоит
в сочетании следующих противоположных
компонентов: коллективизм - индивидуализм,
консерватизм - радикализм, архаизм - футуризм,
шовинизм - интернационализм, почвенничество
- западничество и т. д.
В политической
культуре российского общества преобладают
ценности подданнического типа. Они отражают
ориентацию значительной части населения
на авторитарное правление и патронаж
со стороны государства, неразвитость
общегражданских позиций. Эти ценности
ограничивают возможности усвоения опыта
демократического развития, восприятия
ценностей либерализма - рынка, частной
собственности, конкуренции.
Лишь у части городского
населения, в среде предпринимателей и
интеллигенции произошла переориентация
на ценности рынка и демократии. Именно
эти слои населения оказывают наибольшую
социокультурную и политическую поддержку
реформированию общества.
В последние
годы в содержании
Во-первых,
формируется отношение к
Во-вторых, набирает силу тенденция к консенсусности общества. С октября 1993 года удается избегать сколько-нибудь серьезных политических потрясений. Основные политические силы ориентируются на сохранение главных достижений демократии - права избирать, права на предпринимательскую деятельность, права выезда и возвращения и др. Стремление политических элит к консолидации совпадает со стремлением общества к стабильности.
Таким образом, одна из
важнейших задач
Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизованного своеобразия страны и мировых политических тенденций к демократизации обществ и расширению контактов между ними. [4,34 с.]
Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы: 1.Политическая культура -это способность разрешить конфликт на путях синтеза свободы и демократии.
2.Российская политическая культура характеризуется резким дисбалансом современных и традиционных ориентаций, что является следствием попытки силовой, революционной замены традиционных коллективистских ценностей на ценности либерально- индивидуалистические.
3. Неспособность власти решать задачи, основываясь на принципах справедливости, стала причиной деполитизации масс. Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной. Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения независимо от уровня образования напоминает доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием политической эйфории и несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х г.
4.Политическая культура все в большей мере определяется непредсказуемостью политического поведения граждан. Политическую культуру России характеризуют антагонистическое сосуществование таких культур, как западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархической и этатистской, «демократической» и « коммунно- патриотической», что и является одной из причин отсутствия базового консенсуса и национального согласия.
5. Характерные черты
российской политической
Список используемой литературы:
Дата:
Информация о работе Политическая культура России, её особенность