Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Тема данной работы актуальна еще и потому, что современные политические процессы носят многоуровневый и разносторонний характер, а политическая культура будучи компонентом политической системы активно влияет на ее функцию - политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………... 3
1.Понятие политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 4
2. Структура политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………6
3. Функции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. 8
4. Типология политических культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. 9
5. Особенности политической культуры России . . . . . . . . . . . …………….. 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. 20
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………...21

Файлы: 1 файл

политология реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

    Приходская политическая культура характерна для экономически отсталых обществ – африканских племен, местных автономных общин и т.д., где обычно не существует специализированных политических ролей, политические ориентации не отделены от религиозных или экономических, отношение к правительству мало определяется какими-либо нормами, политическое знание практически отсутствует, массы населения неграмотны. В обществе, где преобладает подданническая политическая культура, люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер. В условиях партисипаторной политической культуры, или культуры участия, члены общества внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, на осознанное и активное участие в политической жизни.

    «Особую разновидность политической культуры по данной типологии представляет так называемая гражданская культура, которая характерна для США и Великобритании.»7 Этот тип политической культуры характеризуется консенсусом легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, терпимостью к плюрализму интересов, компетентностью и взаимным доверием большинства граждан.

     В политологии широко распространена социально-классовая типологизация политической культуры. В ее основе лежит связь политических культур с характером властвования в обществе, его политической системы. В соответствии с этим подходом выделяют демократическую, авторитарную и тоталитарную политическую культуру, а также ее переходные состояния.

      Для демократической политической культуры характерна ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык.

    Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления, контроля за политической жизнью и участия в ней. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: “единая идеология”, “политический порядок”, “поддержка государственной политики”, “политическое единство”. Политический язык стандартизирован.

     Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы. Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

     Кроме того, существуют и переходные модели политической культуры: от авторитарной к демократической.

    Выделяют господствующую (официальную) и оппозиционную разновидности политической культуры, общую и региональные субкультуры, политическую культуру общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина, члена общества.

     С точки зрения отношения к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы.

     Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые «субкультурами». О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры: рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д.

    Политическая культура любого общества влияет на характер политического участия.

    Политическую культуру можно анализировать: по форме правления и организации общества, выделяя демократическую, авторитарную и тоталитарную; по цивилизационным характеристикам: западную, восточную, арабскую, африканскую, российскую и др.; по характеру политического участия: приходскую, подданическую, партисипаторную и гражданскую.                                                                                   Необходимо также учитывать особенности политического развития каждой страны.

   1) В зависимости от субъекта политики политическая культура бывает:

-общечеловеческая;

- политическая культура народа, этноса, цивилизации;

-национальная, региональная, субкультура;

-политическая культура социальной общности; рабочих, крестьян, буржуазии, интеллигенции, элиты, бюрократии, лидеров;

-политическая культура половозрастных, профессиональных, социально-демографических, религиозных и других групп;

-политическая культура личности.

  2) В зависимости от сфер политического процесса:

-политическая культура властвования, управления;

-политическая культура политического участия;

-политическая культура политической оппозиции.

   3) В зависимости от форм и методов осуществления власти:

- демократическая политическая культура;

- авторитарная политическая культура;

- тоталитарная политическая культура;

- политические культуры переходных типов.

   4) В зависимости от характера участия в политике:

- гражданственная, демократическая;

- подданническая;

- приходская.

   5) В зависимости от места в политической системе:

- доминирующая или периферийная политическая культура (субкультура).

По степени распространения:

- массовая или элитарная политическая культура.

   6) Континентальный подход к типологизации политической культуры:

- Англо-американский тип политической культуры, характеризующийся светским, прагматическим характером, пониманием политики, как процесса столкновения интересов, которые всегда можно примирить, тяготение электората к политическому центру.

- Континентально-европейский тип политической культуры, характеризующийся поляризованным, многопартийным спектром.

- Авторитарно-патриархальный тип политической культуры, характеризующийся архетипом “большой семьи” во главе с традиционно авторитарным лидером (авторитарные общества в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америке, отдельные государства Восточной Европы).

- Тоталитарная политическая культура – полный контроль власти за политикой и культурой (тоталитарные общества).

 

 Особенности  политической культуры России

 

        Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. «Не случайно, еще Н. Бердяев обращал внимание на то, что “противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. «Евразийцы» (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространств. “Весь смысл и пафос наших утверждений, – отмечали они, – сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности”»8.

      Может быть, «евразийцы» и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том, что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.

Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях верноподданничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. Восточный («азиатский») способ производства (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия – это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь – царь – император – монарх – генеральный секретарь – президент.

 

         Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.

       Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество – максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры.

       В русской истории существует и другая – демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.

        В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

 

   Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; «обломовщина»; идея мессианства («Москва – третий Рим», «Русь – птица тройка», «советский народ – первопроходец социализма»); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти «до конца»; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.9

      Социологические исследования последних лет показывают, что русские люди больше всего ценят: готовность к защите Отечества любой ценой; готовность переносить трудности и испытания; славное прошлое, героическую историю; волю к свободе, независимости; национальное единство, сплоченность. Сами русские считают устойчивыми признаками русского человека: говорить и думать на родном языке; считать себя русским; любить Россию, считать ее Родиной; любить русскую культуру и обычаи; иметь русский характер; иметь русских родителей, российское гражданство; существенна ориентация на православную веру. В характере русского народа выделяются такие качества, как патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.

      Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно - цивилизационных приоритетов и особенностей развития России.

      Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

     Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.

      В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.

      В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

      В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

      В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.

      В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

      В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий.

Информация о работе Политическая культура