Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного
уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское
происхождение, и изначальный его смысл —
возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Файлы: 1 файл

Политика.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Политика

как деятельность, тем более как  профессия, предполагает определенную культуру,

технологию осуществления такого рода деятельности. Однако в современной

политической науке наблюдается  большой разброс мнений относительно того, что

представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы

насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура»  впервые

был введен в оборот немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 -

1803).

 

Подходить

к рассмотрению данного понятия  целесообразно на основе предварительного

уяснения более общего понятия  — культура. Этот термин имеет латинское

происхождение, и изначальный его смысл —

возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы философского

энциклопедического словаря культуру определяют, как специфический способ

организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в

продуктах

материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в

духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между  собой и к

самим себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а

также способов их созидания, в которых  закрепляются и передаются от поколения

к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных  областях

общественной жизни.

 

Деятельность

людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и

норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат

исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных

людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически

организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и

поведения, присущих социальным субъектам  и обществу в целом, и составляют

политическую культуру, т. е. политическая

культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические

представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и

нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов

политических отношений.

 

Данное

определение сопроводим кратким пояснением. Здесь принципиальное значение

принадлежит термину «стереотип». Мы исходим из имеющего методологическое

значение

положения о том, что в делах  культуры достигнутым надо считать  то, что вошло в

быт, привычки людей. Поэтому политическая культура включает в себя не всё

политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представления,

навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов.

Она как бы образует матрицу политического  процесса, «отливающую» сознание и

поведение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении

определенного исторического периода  формы.

 

Как

было замечено, существуют различные  подходы к определению политической

культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам

исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г.

Пауэллом и Г. Алмондом. Их понимание  политической культуры принято считать

классической. Приведем его для сравнения и полноты изложения: «Политическая

культура есть совокупность индивидуальных позиции и ориентации участников

данной политической системы. Это  субъективная сфера, образующая основание

политических действий и придающая им значение». Нетрудно убедиться, что данное

определение не расходится в своей  сути с тем, которое приведено  выше, хотя и

акцентирует

внимание на субъективной стороне  изучаемого явления.

 

Таким

образом, понятия «политическое  сознание» и «политическая культура»  близки по

своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются

процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью  второго

показывается, как феномены самого политического сознания реализуются  и

закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая

культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентации людей и

норм, навыков, образцов их политического  поведения. Совокупное действие этих

элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость

мышлению и деятельности ее субъектов.

 

В

качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических

отношений: личности, социальные группы, классы, нации, общество, а также

институциональные субъекты власти.

 

Политическая

культура общества — это преимущественно политическая культура доминирующих

социальных групп. Она отражает главным образом интересы, общественное

положение и особенности исторического  развития соответствующей социальной

общности. Вместе с тем политическая культура общества несет на себе печать

исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и

иных факторов, унаследованных от прошлого.

 

Складывающаяся

в обществе политическая культура по ходу исторического развития

приспосабливается

к социальным, в том числе классовым интересам, носитель которых занимает в

политической системе господствующее положение. Со сменой приоритетов в

общественном развитии, обусловленной  выдвижением на первый план иных социальных

интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные

изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку  в

данном случае затрагиваются глубоко  укоренившиеся политические стереотипы.

 

Политическая

культура личности формируется  под воздействием политической культуры

социального класса и общества в  целом. Личность воспринимает стереотипы

политического

мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой

данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого  человека

характеризуется и индивидуальными  чертами, в которых отражены личностный опыт,

уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности

проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным

ценностям,

степени гражданской активности, в стиле поведения.

 

В

политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и

явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются

определенные политические знания, ценностные и идеологические принципы,

волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического

действия, институциональные формы  и иные привычные средства достижения

политических целей. Следовательно, политическая культура имеет

многокомпонентный

характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие  элементы:

когнитивный (англ. со gnitiv е — познавательный); нормативно-оценочный ,

эмоционально-психологический и  установочно-поведенческий .

 

Когнитивный

элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее

характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся

представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической

системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и

управления; о принятии решений  и их реализации; о носителях властных

полномочий; о собственном месте  в политической жизни, компетентности и

эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве

когнитивного

элемента политической культуры выступают  устойчивые стереотипы политического

сознания во всех его формах и  проявлениях.

 

Стереотипы

политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо

существовать в форме обыденных  представлений. Во всех случаях источниками  их

формирования выступают как  правдивая информация, так и непроверенные  факты,

слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся

политические

представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической

культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые

политические представления весьма существенным образом влияют на развитие

политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его

определенности,

последовательности и предсказуемости.

 

Нормативно-оценочный

элемент политической культуры образуют характерные для данного общества,

определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности,

нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры

является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает

оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса,

выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим

социально-политическим

нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных

ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы,

общества.

 

Эмоционально-психологический

компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые

испытывают социальные субъекты в  связи с их участием в политических процессах.

К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной

справедливости, нетерпимость к социальному  и национальному угнетению, любовь к

родине, ненависть к врагам, эмоциональный  подъем по поводу политических побед

или, напротив, мучительные переживания  в связи с постигшим поражением.

Эмоциональные чувства и психологические  переживания составляют неотъемлемую

сторону политического сознания и  поведения. Сопровождая практически любые

проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно

значимых целей, эмоции и чувства  выступают одним из главных элементов  механизма

регулирования политических отношений. Развитая политическая культура

предполагает

формирование у ее носителей  устойчивых стереотипов в области  эмоций, чувств и

переживаний.

 

Эмоционально-психологический

компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы

в сознании и поведении, которые  представляют собой сложные и  не поддающиеся

простому причинно-следственному  объяснению побудительные мотивы в действиях

людей. Такие факторы проявляются  в форме политических

мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое»,

«прекрасное» будущее. Как и  предубеждения, политические мифы есть, главным

образом,

продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные

авторитеты. Но в отличие от предубеждений  они характеризуются относительной

долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в

политической обстановке.

 

Сказанное

о сущности политических мифов вовсе  не означает, что в их структуре  отсутствует

какое бы то было рациональное содержание, и что их следует полностью

отождествлять

с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с

определенными знаниями и представлениями  о социальной действительности. Однако

более важной является их функция  регулятора политического поведения на основе

эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного

компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука

может обеспечить лишь частичный и  подлежащий корректировке образ реального

мира, исходя из которого нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих

действий. Такую уверенность придает  политический миф, который и есть

иррациональная по своей природе  абсолютная вера в конечную победу, в

достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое

движение стремится облечь свои цели в формы мифа» принимаемого массами как

надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.

 

Установочно-поведенческий

компонент политической культуры составляют политические установки и

соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу

представлений

и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая

установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое

поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие

события. Политическая установка и  политическое поведение существуют в

органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный

компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества

в целом.

 

Все

рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и

вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую

целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей  и

убеждений, эмоциональных состояний  и психологических чувств, позиций  и

установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической

Информация о работе Политическая культура