Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:43, реферат
Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного
уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское
происхождение, и изначальный его смысл —
возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Политика
как деятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру,
технологию осуществления такого рода деятельности. Однако в современной
политической науке
представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы
насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые
был введен в оборот немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 -
1803).
Подходить
к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного
уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское
происхождение, и изначальный его смысл —
возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы философского
энциклопедического словаря
организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в
продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к
самим себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а
также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения
к поколению достигнутые
общественной жизни.
Деятельность
людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и
норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат
исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных
людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически
организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и
поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют
политическую культуру, т. е. политическая
культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические
представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и
нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов
политических отношений.
Данное
определение сопроводим кратким пояснением. Здесь принципиальное значение
принадлежит термину «стереотип». Мы исходим из имеющего методологическое
значение
положения о том, что в делах культуры достигнутым надо считать то, что вошло в
быт, привычки людей. Поэтому политическая культура включает в себя не всё
политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представления,
навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов.
Она как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и
поведение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении
определенного исторического периода формы.
Как
было замечено, существуют различные
подходы к определению
культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам
исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г.
Пауэллом и Г. Алмондом. Их понимание политической культуры принято считать
классической. Приведем его для сравнения и полноты изложения: «Политическая
культура есть совокупность индивидуальных позиции и ориентации участников
данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание
политических действий и придающая им значение». Нетрудно убедиться, что данное
определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя и
акцентирует
внимание на субъективной стороне изучаемого явления.
Таким
образом, понятия «политическое
сознание» и «политическая
своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются
процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго
показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и
закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая
культура предстает как
норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих
элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость
мышлению и деятельности ее субъектов.
В
качестве носителей
отношений: личности, социальные группы, классы, нации, общество, а также
институциональные субъекты власти.
Политическая
культура общества — это преимущественно политическая культура доминирующих
социальных групп. Она отражает главным образом интересы, общественное
положение и особенности исторического развития соответствующей социальной
общности. Вместе с тем политическая культура общества несет на себе печать
исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и
иных факторов, унаследованных от прошлого.
Складывающаяся
в обществе политическая культура по ходу исторического развития
приспосабливается
к социальным, в том числе классовым интересам, носитель которых занимает в
политической системе
общественном развитии, обусловленной выдвижением на первый план иных социальных
интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные
изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку в
данном случае затрагиваются глубоко укоренившиеся политические стереотипы.
Политическая
культура личности формируется под воздействием политической культуры
социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы
политического
мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой
данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека
характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт,
уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности
проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным
ценностям,
степени гражданской активности, в стиле поведения.
В
политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и
явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются
определенные политические знания, ценностные и идеологические принципы,
волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического
действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения
политических целей. Следовательно, политическая культура имеет
многокомпонентный
характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы:
когнитивный (англ. со gnitiv е — познавательный); нормативно-оценочный ,
эмоционально-психологический
Когнитивный
элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее
характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся
представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической
системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и
управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных
полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и
эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве
когнитивного
элемента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического
сознания во всех его формах и проявлениях.
Стереотипы
политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо
существовать в форме
формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты,
слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся
политические
представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической
культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые
политические представления
политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его
определенности,
последовательности и
Нормативно-оценочный
элемент политической культуры образуют
характерные для данного
определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности,
нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры
является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает
оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса,
выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим
социально-политическим
нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных
ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы,
общества.
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые
испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах.
К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной
справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к
родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед
или, напротив, мучительные переживания
в связи с постигшим
Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую
сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые
проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно
значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма
регулирования политических отношений. Развитая политическая культура
предполагает
формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и
переживаний.
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы
в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся
простому причинно-
людей. Такие факторы проявляются в форме политических
мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое»,
«прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным
образом,
продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные
авторитеты. Но в отличие от предубеждений
они характеризуются
долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в
политической обстановке.
Сказанное
о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует
какое бы то было рациональное содержание, и что их следует полностью
отождествлять
с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с
определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако
более важной является их функция регулятора политического поведения на основе
эмоционально-психологических
компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука
может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального
мира, исходя из которого нельзя быть
абсолютно уверенным в
действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть
иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в
достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое
движение стремится облечь свои цели в формы мифа» принимаемого массами как
надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.
Установочно-поведенческий
компонент политической культуры составляют политические установки и
соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу
представлений
и ценностей в плоскость
установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое
поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие
события. Политическая установка и политическое поведение существуют в
органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный
компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества
в целом.
Все
рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и
вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую
целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и
убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и
установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической