Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

олитическая деятельность людей – это деятельность практическая и духовная. Говоря словами М. Вебера, "политика делается головой, а не какими-либо другими частями тела". Политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных проявлений политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся новые умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Понятие и роль политической культуры…………………………..5
Функции политической культуры…………………………………...13
Структура политической культуры ………………………………..15
Типология и классификация политических культур……………….18
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

политическая культура.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Соответственно выделяют господствующую (официальную) и оппозиционную  разновидности политической культуры, общую и региональные субкультуры, политическую культуру общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина, члена общества.

Существует несколько  способов типологизации политических культур, которые позволяют глубже проникнуть в ее сущность, понять ее особенности. В политологии широко распространена социально-классовая  типологизация политической культуры. В ее основе лежит связь политических культур с характером властвования в обществе, его политической системы. В соответствии с этим подходом выделяют "демократическую", "авторитарную" и "тоталитарную" политическую культуру, а также ее переходные состояния.

Для демократической  политической культуры характерна ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления, контроля за политической жизнью и участия в ней. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: "единая идеология", "политический порядок", "поддержка государственной политики", "политическое единство". Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы. Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

Кроме того, существуют и  переходные модели политической культуры: от авторитарной к демократической.

Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры. Она проявляется в национально-специфических формах. Ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в этой стране, на ее почве, не является результатом развития собственной политической культуры.

С точки зрения отношения  к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный  на изменения, легко усваивающий  новые элементы.

Было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь "позитивными" установками в отношении политической системы. Концентрация внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях и установках чревато игнорированием политических установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, их представителям, выступающим за изменение существующего положения вещей.

Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые "субкультурами". О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры: рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д.

Рассматривая проблему субъектов или носителей политической культуры, необходимо, наряду с официальной или господствующей политической культурой, выделять культуру политической оппозиции.

Нельзя вполне охарактеризовать политическую культуру, не учитывая отношения  людей к участию в политике. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующей мотивации политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям, обстоятельствам и условиям действия личности в политической сфере.

В этой связи особое значение приобретают способность личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); ее умение использовать основные формы участия в политической жизни общества. Мера политической активности, глубина политического участия или отчуждения в обществе во многом зависят от уровня развития политической культуры людей.

Политическая культура любого общества влияет на характер политического  участия. Достаточно интересна в  данном отношении классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, которые на основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики выделили несколько типов политической культуры и участия в политике, в зависимости от уровня развития общества: "приходскую" или "традиционную" (parochial) – политическую культуру экономически отсталых обществ; "подданническую" (subject) – политическую культуру в индустриальных, авторитарных обществах; "партисипаторную" (participant) – культуру участия в демократических обществах.

Приходская политическая культура характерна для экономически отсталых обществ – африканских племен, местных автономных общин и т.д., где обычно не существует специализированных политических ролей, политические ориентации не отделены от религиозных или экономических, отношением правительству мало определяется какими-либо нормами, политическое знание практически отсутствует, массы населения неграмотны. В обществе, где преобладает "подданническая политическая культура", люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер. В условиях "партисипаторной политической культуры", или "культуры участия", члены общества внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, т.е. как на "вход", так и на "выход" системы, на осознанное и активное участие в политической жизни.

Построение теоретической  модели политической культуры должно осуществляться с учетом всех ценностных параметров и критериев, характеризующих степень культурной оснащенности ее носителей, всего общества. Без "погружения" человека в соответствующую культурно-цивилизационную среду и ее анализа мы не сможем понять природу социокультурных и ценностных мотивов политического поведения и деятельности людей.

Весьма плодотворным в этой связи представляется сравнительный  анализ основных характеристик западной и восточной культур, их политической сферы. В общем плане можно выделить следующее.

Для восточных культур  характерно традиционное критическое  отношение к индивидуалистической (западной) ориентации, приводящей в  их условиях к болезненному разрыву  солидаристско-общинных отношений.

На Востоке распространены трансцендентные жизненные ориентации, обеспечивающие в незападных цивилизациях высший, конечный смысл земной деятельности.

В восточных культурах  наблюдается отсутствие культа вещного  фактора как доминирующего в  социальных отношениях над непосредственно межличностными отношениями.

Неприятие индивидуализма, "вещного материализма" и других характерных свойств западной культуры в условиях Востока сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, всеобщность, гармония, преемственность), облекаемых в специфическую символику и умственные конструкции, сложившиеся в рамках каждой из восточных цивилизаций и трансформируемых в соответствии с требованиями современности.

Если на Западе распространен  ярко выраженный антропологизм, человек признается не столько мерой, сколько "хозяином" всех вещей, то на Востоке приоритет отдается коллективу и коллективному существованию человека, его гармонии с природой.

Гражданское общество – характерная черта западной культуры и цивилизации. На Востоке оно только формируется, приобретая своеобразные традиционалистские черты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение  людей в сфере властных отношений  и управления общественными делами. Политическая культура – часть человеческой культуры в целом.

Политическая культура вплетена в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности. Она возникает, эволюционирует и  в конечном счете распадается  вместе с этим контекстом, уступая место новой политической культуре.

К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий, церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.

Политическую культуру можно анализировать:

- по форме правления и организации общества, выделяя демократическую, авторитарную и тоталитарную;

- по цивилизационным характеристикам: западную, восточную, арабскую, африканскую, российскую и др.;

- по характеру политического участия: приходскую, подданическую, "партисипаторную" и гражданскую. Необходимо также учитывать особенности политического развития каждой страны.

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Демидов А.И. Политология : Учебник – М.: Гардарики,2009;
  2. Политология : Учебник – А.Г. Грязнова, В.Т. Завьялова, Е.А. Звонова, Н.А. Карамышева  М:ИНФА-М,2010;
  3. Политология: Учебник/ Под ред. М.А. Василика. - М.:Гардарики,2009;
  4. Плешаков А.П. Введение в политологию. Курс лекций. – Саратов, 2004;
  5. Политология: Учебник / отв.ред.В.Д.Перевалов.-М.:Норма,2009;
  6. Политология: Учебник . -М.:Дело,2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая культура