Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:23, реферат

Описание работы

Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества. Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Сущность, структура и функции политической культуры………….…...3
2. Типологии политической культуры………………………………………..8
3. Специфика современной российской политической культуры...................13
Заключение………………………………………………………………..……18
Список использованной литературы………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

1. Сущность, структура и функции политической культуры………….…...3

2. Типологии политической культуры………………………………………..8

3. Специфика современной российской  политической культуры...................13

Заключение………………………………………………………………..……18

Список использованной литературы………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая культура – это  система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих  опыт предшествующих поколений людей  установок, ориентации и моделей  поведения (функционирования), проявляющихся  в непосредственной деятельности субъектов  политического процесса, фиксирующих  принципы их отношения к этому  процессу в целом, его основным элементам  и тем самым обеспечивающих воспроизводство  политической жизни общества.

Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную  с политикой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, структура и  функции политической культуры

Термин «политическая культура»  впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18в. С момента своего возникновения политика имела ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

«Политическая культура» представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В  процессе становления концепции  политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

Существовало две точки зрения:

1) политическая культура – объединенное  множество политических позиций;

2) анализ политической культуры  через поведение.

Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали  данное понятие со всех сторон и  всеобъемлюще.

Наибольшую известность получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление  как политический феномен.

Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая  культура общества состоит из системы  эмпирических убеждений, экспрессивных  символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».

Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и  себя как политического актера».

Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются  политические решения.

Выделяют следующие составляющие политической культуры:

1) наличие системы знаний о  политике;

2) умение самостоятельно оценивать  те или иные политические события;

3) способность участвовать в  политической жизни;

4) умение управлять эмоциональной  стороной политических действий.

Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим  о политической культуре, какого либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.

Структурные компоненты политической культуры:

1) когнитивная, связанная с пониманием  современного мира, истолкованием  его реальностей и тенденций;

2) мотивационная, связанная с  особыми, эмоционально окрашенными  стимулами политического поведения;

3) нормативная, связанная с выстраиванием  определенного культурного (не  опирающегося на юридические санкции) «законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

4) проективная, связанная с ответами  на вызовы будущего и представлениями  о лучшем обществе, о перспективах  собственной нации и всего  человечества»·.

Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:

- от общей культуры и менталитета  народа;

- от степени рациональности  его представителей;

- от престижа политики в государстве;

- от прав и обязанностей граждан.

Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее  время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов  – государств.

Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон  необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.

Чтобы сделать управление более  эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону  усреднения, унификации человеческих характеристик.

Но политическая элита стремится  не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть, их способность разбираться  в политических событиях, формировать  собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование  общественным сознанием с помощью  создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.

Политическая субкультура – это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, которые характерны для той или иной социальной группы внутри общества.

О политической культуре можно говорить не только в связи с анализом общества в целом, но и в связи с анализом его составных частей. В политической жизни складываются и существуют также и такие её образования, которые характерны лишь для отдельных  групповых (межгрупповых) - социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных - субъектов политики и  которые отличаются специфическими предпочтениями и взглядами людей  на явления власти, отношением к  правящим элитам, образцами участия  в управлении, контроле и организации  политической жизни. Такие образования называются субкультурами.

«Субкультура» - это совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе».

Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, преобладающие в  данном обществе.

Субкультура же включает в себя, прежде всего то общее, что характерно для  политической культуры общества, но и  то специфическое, что отличает данную субкультуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типологии политической  культуры

Среди политологов различных стран  остается популярной модель на основе комбинации трех идеальных типов  политических культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Исследуя политическую культуру в США, Англии, ФРГ, Мексике и Италии, Алмонд и Верба в конце 50-х начале 60-х годов сформулировали следующие  типы политической культуры:

− патриархальная, которая существует в обществе, где отсутствует политическая система или появляются первые ее ростки;

− подданническая, которая характеризуется пассивным отношением, отстранением человека от политической жизни;

−  активистская, для которой характерна ориентация индивида на активную роль в политической системе общества независимо от негативного или позитивного отношения к этой системе.

В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются  редко, преобладают смешанные формы. В рамках одного общества различные  слои могут демонстрировать неодинаковую политическую культуру. Были выделены и описаны три основных смешанных  типа политической культуры:

−      патриархально-подданническая – большая часть населения как бы и не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе.

−      подданническо-партисипативная политическая культура предполагает, что патриархальная культура как отсутствие представлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство  населения в большей или меньшей степени осведомленно о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение.

−      патриархально-партисипативная – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной массой населения и элитарными группами.

Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э.Я. Баталовым на примере США. Она строится на том, что политика – это разновидность бизнеса, политик – бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения – результат торговой сделки между заинтересованными сторонами, политические проблемы рассматриваются через призму отношений купли-продажи, а вся политическая жизнь основывается на системе взаимных обязательств, коренящихся в личных интересах, которые реализуются через политические партии или группы давления.

В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т. е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии.

По такому критерию, как отношение  к внешним влияниям, выделяют:

 -закрытый тип политической культуры – замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убежденности в собственной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целостности и самобытности;

 -открытый тип политической культуры, в котором влияние извне, равно как и появление новых нетрадиционных элементов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой политической культуры.

Американский политолог У. Розенбаум  предлагает различать политическую культуру в зависимости от наличия  и особенностей субкультур по степени  фрагментарности или интегрированности.

Отличительным признаком фрагментарной политической культуры является отсутствие согласия относительно общих принципов политического устройства страны. Для неё характерны резкая социальная разобщённость общества; преобладание местной политической лояльности над общенациональной; отсутствие эффективных общепризнанных процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества; нестабильность правительств.

Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью и иерархичностью политических идентификаций; низким уровнем политического насилия; преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов; доверием в политических отношениях социальных групп; лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в индустриальных обществах высоким уровнем материального благосостояния, образования, социальной мобильности и  унификации образа жизни.

Примером интегрированной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется  согласие по поводу основных принципов  сосуществования в политическом обществе.

Фрагментарная политическая культура характерна, например, для Италии, Франции, ещё в большей степени –  для России, где граждане имеют  различные убеждения в отношении  важнейших вопросов политической жизни  и политического устройства

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических  моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей  культурно-цивилизационной среде. В  этой связи можно представить  сравнительный анализ основных характеристик  западной и восточной культур.

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипативная»  модель политического участия

Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом пресыщен»  политикой

Западная религия формирует  открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий  новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и  традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с  одной доминирующей нацией

Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие  в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипативная» политическая культура

Существенный элемент  политики – общность (клановая, этническая, семейная)

Устойчивые традиции авторитарного  правления

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии формируют  отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического  фактора и сознания; большинство  государств являются полиэтническими

Приоритет государства над  формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Информация о работе Политическая культура