Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение политической культуры ,а так же рассмотреть подробно политическую культуру России.
Чтобы достичь поставленной цели, нам следует выполнить ряд задач:
• Раскрыть сущность понятия политическая культура;
• Подробно изучить структуру, функции и типологию политической культуры;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Сущность, структура и функции политической культуры, ее типы …… 5
2.Особенности современной российской политической культуры……… 13
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список использованных источников………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Сущность, структура и функции политической культуры, ее типы …… 5

2.Особенности  современной российской политической  культуры……… 13

Заключение…………………………………………………………………… 17

Список использованных источников………………………………………. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политика - это  деятельность  органов власти,  объединений  граждан  и отдельных лиц в сфере отношений  между  государствами,   классами,  нациями, большими  группами  людей, направленными на реализацию,   отстаивание  своих интересов  и  связанная  с  устремлениями   к   завоеванию,    обладанию   и использованию политической власти.

Политика как  деятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот не­мецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 - 1803).

 Политическая  культура  -  ценностно-нормативная   система,   которой придерживается общество, один из  важных  элементов  политики.  Эта  система существует в виде распространенных  и  общепринятых  большинством  населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике  отдельные  личности  и  целые  социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы.  Но  это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти,  политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и  смыслов,  которые вкладывают в эти понятия.

Как   правило,   эти   смыслы   и   значения   не   являются   чем-то экстраординарным  или  новаторским,  а   предписываются   господствующей   в обществе политической культурой, той системой ценностей  и  норм  поведения, которой придерживается большинство населения.

Вдобавок  к  определению  политической  культуры,  мне хотелось  бы рассмотреть ее  проявления  в  России  -  это  будут  некоторые  особенности  политической  культуры  переходного   типа.   Ведь   политическая   культура постсоветской России  представляет  собой  синтез  разнородных  политических ценностей, установок и стандартов политической  деятельности,  скопированных с самых разных политических  движений  самых  разных  стран  –  восточной  и Западной Европы, Северной Америки.

Исходя из вышесказанного можно определить цель работы: изучение политической культуры ,а так же рассмотреть подробно политическую культуру России.

Чтобы достичь  поставленной цели, нам следует выполнить  ряд задач:

    • Раскрыть сущность понятия политическая культура;
    • Подробно изучить структуру, функции и типологию политической культуры;
    • Рассмотреть политическую культуру современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, структура и функции политической культуры, ее типы

Политическая  культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов  политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и  характеризуют ее значение в политической жизни общества. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Политическая  культура выполняет следующие основные функции:

    • познавательную. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политическую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважительное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие;
    • интегративную, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политического строя;
    • коммуникативную функцию, позволяющую установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют политические нормы;
    • регулятивную. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностями;
    • воспитательную, которая позволяет сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей;
    • социализации, характеризующая приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права.

 Выделяют  также функции идентификации,  адаптации, ориентации и другие.

 На практике  все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально активной личности, на стабильное развитие общества.

 В своей  структуре политическая культура  включает следующие основные  элементы: когнитивный, эмоционально-психологический, нравственно-оценочный, поведенческий, а также политическую символику.

 Когнитивный  элемент политической культуры  составляют политические знания  и представления людей о политике, политической системе, политической  власти, ее формах и механизмах осуществления; о демократии, правах человека и т.д., то есть все то, что составляет политическое образование.

 Эмоционально-психологический  элемент политической культуры  – это политические чувства  и переживания, которые испытывает  человек, участвуя в политической жизни. К ним можно отнести чувство социальной справедливости, терпимости или нетерпимости к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы на выборах и т.д. Сюда же входят и иррациональные моменты в политическом поведении человека. Они проявляются в форме фанатичной любви к вождю, приверженности догмам, мифам, утопиям. Последние выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний о политике. Политические мифы и утопии, основанные на надеждах и чаяниях, легко воспринимаются широкими массами. Они их воодушевляют на активные политические действия, вселяют веру в лучшее будущее.

 Нравственно-оценочный  элемент политической культуры  включает характерные для данного  общества ценности, идеалы, нормы  и т.д. Он предполагает определенную оценку, суждение и мнение о политических объектах, процессах. Здесь роль играет соотнесение собственных представлений с идейно-ценностными установками государства, общества, человечества.

 Поведенческий  элемент политической культуры  образуют формы и степень участия граждан в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, выборах, политических акциях и т.д.). Он включает также политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, навыки политического поведения.

Важной характеристикой  политической культуры является её типология. Сейчас существует довольно обширная типология политической культуры, исходящая  из разных критериев:

- по характеру  организации политической жизни  различают рыночную и этатистскую политические культуры (Э. Баталов, И. Шумпетер). Рыночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её основными элементами являются – ориентация на конкурентную борьбу, индивидоцентристские установки, ориентация на спонтанность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.

 Этатистская  политическая культура – это  культура, которая главенствующую  роль в организации политической  жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов;

- по отношению  к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер) выделяют открытую (ориентированную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую (ориентированную на собственные локальные образцы и нормы) культуры;

- по цивилизационному  фактору (Н. Данилевский, А.  Тойнби и др.) различают западную, восточную и восточноевропейскую политические культуры. Они сформировались на разных социально-экономических отношениях и политических процессах. В частности, для восточноевропейской политической культуры, которая сформировалась в условиях «срединного» географического положения, в результате взаимодействия западных и восточных ценностных ориентаций, при доминирующей роли государства в регулировании общественной жизни, как следствие определяющего воздействия идеалов и ценностей православного христианства, доминирования силовых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, дуализма власти и народа, экстенсивной экономики присущи – социокультурный раскол взаимооппонирующих политических культур (народа и элиты); доминирование в общественном сознании ценностей групповой справедливости («правды», коммунитаризма (коллективизма), уравнительного равенства; этатизм сознания, отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие инакомыслия, индивидуализма и конкуренции, доминирование идеологических ценностей над целевыми; иррациональный авторитет власти персонифицированное восприятие её («добрый царь», «хороший вождь» и т.д.); ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм и другие ценности;

- по психологии  субъектов политики (Г.Алмонд) – англо-американскую, континентально-европейскую, авторитарно-патриархальную и тоталитарную.

 Англо-американской  политической культуре характерны  светский характер, прагматизм, общенациональный  консенсус, центризм, умеренность  в политике, отказ от крайностей..

 Континентально-европейская  культура также носит светский  характер, но с элементами идеализма.  Ей присущи цикличность, разграничения.

 Для авторитарно-патриархальной  политической культуры свойственно  рассмотрение общества, как единой семьи во главе с сильным лидером.

 Тоталитарная  политическая культура – это  культура толпы. Её особенностью  является обожествление власти, формирование представления, что  власть всё может, господство  мифов, атмосфера напряжённости  и борьбы;

 – по уровню политического участия (Г.Алмонд, С.Верба) – патриархальную (традиционную, или провинциальную), подданническую и активистскую.

 Патриархальная  политическая культура характеризуется  ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. При ней индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретной роли. Данный тип политической культуры существует в молодых государствах, в которых сложилась и функционирует корпоративная культура разных социальных общностей, где масса населения безграмотна.

 Подданническая  политическая культура отличается  низкой активностью граждан, пассивным  отношением индивида к политической  системе. При ней население  знает о политике, но ориентировано на политическую систему и результаты её деятельности. Свои надежды на создание свободной и благополучной жизни население возлагает на власть и вождей.

Активистская  политическая культура – это самая  развитая модель. Она отличается политической активностью граждан, их вовлечённостью и рациональностью. При ней граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.) влиять на политику и власть.

 Г.Алмонд и С.Верба  выделяли и смешанные типы  политической культуры: патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую. По их мнению, эти три типа политической культуры реально преобладали в истории различных обществ.

- по типу политического  режима называют – либерально-демократическую и авторитарно-тоталитарную политические культуры.

 Либерально-демократическую  модель политической культуры  отличают свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное участие в политической жизни, плюрализм, т.е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.

 Для авторитарно-тоталитарной  политической культуры свойственны  единая собственность, идеология,  неприятие плюрализма мнений  и инакомыслия, культ главы  государства, государственное регулирование  всех сфер общественной жизни,  порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы при этом типе культуры только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.

 В реальной  практике все типы политической  культуры взаимодействуют между  собой, образуя смешанные типы с преобладанием тех или иных компонентов. С точки зрения стабильности политического режима наиболее оптимальной является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают элементы подданнической и активистской культур.

Информация о работе Политическая культура