Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:11, контрольная работа
Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень её развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие политической культуры и её структурные элементы……………………...4
2. Функции политической культуры ……………………………………………...……..6
3. Основные пути формирования политической культуры…………………………….7
4. Типология политической культуры…………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………………13
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие политической культуры и её структурные элементы……………………...4
2. Функции политической
культуры ……………………………………………...…
3. Основные пути формирования
политической культуры………………………
4. Типология политической культуры…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень её развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Политическую культуру можно понять лишь как постоянно изменяющееся явление, реагирующее на все изменения окружающего мира.
1. Понятие политической культуры и её структурные элементы.
Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определённых формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей.
Отмеченные в данном
определении три
Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей, является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с её институтами, нормами, принципами, социально – политическими связями и т.д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – ещё один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.
В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально – психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности.
С учётом возможностей политической
системы у людей формируются по
Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную или даже приносящую вред, но может быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.
2. Функции политической культуры и факторы, влияющие на её формирование.
Функции политической культуры вытекают из её сущности и характеризуют её значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:
• познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
• интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует, таким образом, стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;
• коммуникативная функция – позволяет установить связь между участниками политического процесса, как по «горизонтали» так и по «вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
• с коммуникативной функцией политической культуры тесно связана функция обеспечения социального прогресса. Это означает, что политическая культура создаёт условия для эффективного развития политической системы и общества в целом;
• нормативно – регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;
• воспитательная функция (функция политической социализации) даёт возможность сформировать личность, гражданина.
Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.
3. Основные пути формирования политической культуры.
Условием формирования
политической культуры людей является
их включённость в политический процесс, взаимодействие
с политической реальностью. В политическом
процессе действует целый ряд институтов.
С политической системой взаимодействуют
различные сферы общественной жизни, все
они в той или иной степени участвуют в
формировании политической культуры,
определяют основные направления этого
процесса. Ими являются: целенаправленная
образовательно-
Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры.
Другой, не менее важный путь формирования политической культуры - политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций, в первую очередь партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношении между партиями и государством и т.п.
Активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также является одним из путей формирования политической культуры общества. На политическую культуру многих западных стран оказала глубокое воздействие протестантская церковь. Она настаивала на стремлении людей к жизни, ориентированной как на личное убеждение, так и на религиозную убеждённость. Верующий обязан был работать, создавать своим трудом богатство, повиноваться закону и творить добро. Таким образом, можно утверждать, что политическая культура участия во многом была предопределена религиозной культурой участия.
В современных условиях
одним из наиболее эффективных путей
формирования политической культуры является
информационно –
Не вызывает сомнений, что в странах с рыночной экономикой одним из путей формирования политической культуры является воздействие бизнеса на политические отношения.
Стихия общественно-
На один из путей формирования политической культуры указывал в своё время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым её культурное содержание.
В заключение рассмотрения вопроса о путях формирования политической культуры назовём ещё один из них – это образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях. Ведь именно в рамках учебных заведений протекает значительная часть политического воспитания, целью которого является, прежде всего, подробное информирование о политической системе и её нормах. Именно учебные заведения включают в программы обучения изучение истории отечества, обществоведение, которые повсеместно используются как средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы и, в конечном счете, формирования добропорядочного, лояльного к власти гражданина.
4. Типология политической культуры.
Как уже было отмечено, политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоёв и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.
Один из критериев – степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы станы; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльностью по отношению к существующему политическому режиму. Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности.
Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщённостью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам. Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств.