Макс Вебер
Он оказал сильное влияние
на социальные теории, социальные исследования
и дисциплину самой социологии. Основные
работы Вебера, посвященные рационализации
и 'расколдованию' (физических и социальных
законов), он связал с развитием капитализма
и современности. Макс, равно как
и его помощник Георг Зиммель
(Georg Simmel), был центральной фигурой
в создании методологического антипозитивизма,
представляющего социологию как
неэмпирическую сферу, которой пришло
время порвать с методами естественных
наук и дальше развиваться самостоятельно.
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Maximilian
Carl Emil Weber) родился 21-го апреля 1864-го в
Эрфурте в Тюрингии (Erfurt, Thuringia). Старший
из семи детей Макса Вебера-старшего,
богатого и известного политика из
Национал-либеральной партии Германии,
и Хелен Фалленштайн (Helene Fallenstein),
протестантки и кальвинистки. В доме
Веберов собирались видные ученые и
политики, и молодой Вебер, как
и его брат Альфред (Alfred), также
ставший социологом и экономистом,
процветал в такой интеллектуальной
атмосфере.
В 1882-м Макс поступил в Гейдельбергский
Университет (University of Heidelberg), на юридический
факультет. На протяжении 1880-х он не
прекращал изучать историю, и
в 1889-м получил докторскую степень
по праву, написав докторскую диссертацию
по истории права под названием
'История средневековой организации
предпринимательской деятельности'.
Начав интересоваться современной
социальной политикой, Вебер в 1888-м
примкнул к новому профессиональному
объединению немецких экономистов
'Verein für Socialpolitik', которое приписывало
экономике ключевую роль в решении
широкого круга социальных проблем.
Вебер наиболее известен за свою диссертацию
по экономической социологии, которую
детально проработал в своей книге
'Протестантская этика и дух капитализма'
('Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism'). В этом
тексте Макс утверждал, что метод
исследования связи религии и
хозяйственного поведения – есть
определение 'избирательного сродства'.
В еще одной крупной работе, 'Политика
как призвание' ('Politics as a Vocation'), Вебер
определил государство как лицо,
которое претендует на 'монополию
на законное применение насилия'. Это
определение стало ключевым для
изучения современной западной политической
науки. Его анализ бюрократии в работе
'Экономика и общество' ('Economy and Society')
по-прежнему остается в центре внимания
всеобщего изучения организаций. Вебер
был первым, кто признал несколько
различных аспектов социального
авторитета, которые он, соответственно,
квалифицировал в зависимости от их харизматичности,
традиционности и правовых форм.
Его бюрократический анализ подчеркнул,
что современные государственные
институты основаны на форме рационально-правовой
власти. Мысли Вебера о рационализации
и секуляризации тенденций современного
западного общества (иногда именуемые
'Диссертация Вебера') привели к
развитию критической теории, в частности,
в работах более поздних мыслителей,
таких, как Юрген Хабермас (Jürgen Habermas).
После Первой мировой войны Вебер
стал одним из основателей немецкой
либеральной демократической партии.
В 1893-м Макс женился на своей
дальней родственнице, Марианне Шнитгер
(Marianne Schnitger), которая позднее стала
феминисткой и сыграла важную
роль в сборе и публикации статей
Вебера после его смерти. Макс Вебер скончался 14-го июня 1920-го, в Мюнхене,
Бавария (Munich, Bavaria).
Как правило, наряду с Эмилем Дюркгеймом
(Émile Durkheim) и Карлом Марксом (Karl Marx), Вебера
называют одним из трех главных архитекторов
современной социальной науки. Его
также считают наиболее важным классическим
мыслителем в области социальных
наук.
Основные идеи. Филосовское
значинеи идей Вербера:
1. Научное знание и знание
о ценностях, согласно Веберу,
существенно отличаются друг
от друга. Научное знание должно
изучать то, что есть; оно обращается
к фактам. Из знаний о фактах
выводятся знания о средствах,
которые следует применить во
имя достижения тех или иных
целей. Наука должна быть, согласно
Веберу, свободна от ценностей.
Область ценностей — сфера
должного, где суждения людей
об одном и том же предмете
по необходимости варьируются.
Наука — сфера истины, которая
едина и обязательна для всех
людей. Вебер, правда, не утверждает,
что наука может полностью
освободиться от ценностных "перспектив".
Но он настаивает на том,
что максимальная свобода от
ценностей должна стать безусловной
нормой отношения ученого к
своему предмету. Особенно трудно,
но и принципиально необходимо
соблюдать это требование в
науках об обществе и человеке.
2. Вебер проводит тщательное
различение двух понятий —
"объяснение" (Erklaren) и "понимание"
(Verstehen). Внимание к ним обусловлено
влиянием Г. Риккерта и В.
Дильтея. Естественные науки Вебер
считает преимущественно объясняющими,
науки о культуре — преимущественно
понимающими. Главный социологический
труд Вебера "Экономика и общество"
имеет подзаголовок — "Основы
понимающей социологии". Предмет
социологии — это прежде всего
осмысление всеобщих правил социального
действия. Но это также и понимание
субъективных мотивов, установок,
намерений, целей действующих
в обществе индивидов. Методам
и процедурам понимания в социологии
придается решающее значение; методы
объяснения не исключаются, но
и они поставлены в зависимость
от понимания. Понятие "действия"
(Handlung) индивида — также основополагающее
в веберовской социологии. Если
естествознание имеет дело с
"немотивированными событиями",
то социология — с мотивированными
действиями.
3. Большое значение для социологии,
философии, вообще для наук
об обществе и человеке, считал
Вебер, имеет и понятие "идеальный
тип". Оно означает, что целому
ряду обобщающих научных понятий
не соответствует какой-либо фрагмент
действительности, и что они, будучи
своего рода моделями, служат
формальными инструментами мышления
в науке. Таково, например, понятие
homo oeconomicus, "экономический человек".
В действительности нет "экономического
человека" как особой реальности,
отделенной от других качеств
человека. Но экономические дисциплины
или социология — в целях
анализа — создают такой "идеальный
тип".
4. Макс Вебер конституирует свою
социологию с помощью четырех
"чистых" типов действия (идеальных
типов): а) действие может иметь
рациональную ориентацию, руководствуясь
данной целью (целе-рациональное
действие); б) действие может иметь
рациональную ориентацию, относясь
к абсолютной ценности (ценностно-рациональное
действие); в) действие может быть
определено некоторыми аффектами
или эмоциональным состояниями
действующего лица (аффективное,
или эмоциональное, действие); г)
действие может быть определено
традициями или прочными обычаями
(действие, ориентированное на традицию).
В реальном человеческом действии
эти моменты, разумеется, не отделены
друг от друга: действие объединяет
целевую рациональность с ценностной
рациональностью, с аффектами
и ориентациями на традицию. Но
какой-либо из этих моментов
в определенных действиях может
превалировать. Кроме того, в целях
анализа из названных аспектов
можно сделать идеальные типы,
подвергая специальному исследованию
то одну, то другую сторону
дела.
5. М. Вебер предполагал, что
есть сферы деятельности и
исторические эпохи, где и когда
целе-рациональное действия человека
выдвигаются на первый план. Такие
сферы деятельности — экономика,
управление, право, наука. "Рационализация"
и "модернизация" весьма характерны
для европейской истории последних
столетий. В частности, управление
обществом во все большей мере
требует расчета, плана, целостного
охвата деятельности государства
и общества. С этим связана
тщательно исследованная М. Вебером
тенденция бюрократизации, которую
он считает общей для цивилизационного
развития всего мира. Бюрократизацию
можно и нужно, по Веберу, ввести
в рамки правил, подвергнуть контролю,
но устранить эту тенденцию
в принципе невозможно. Вебер
различает два типа государственной
власти — традиционное, или харизматическое,
и легальное господство. На смену
авторитету неограниченной власти
в прежних обществах приходит
легитимность — иными словами,
опора на законы, на рациональные
основания действия бюрократии,
на расчет и контроль, на гласность
в обсуждении всех действий
государственной власти. При этом
процедуры рациональной, легитимной
бюрократии могут быть использованы
в разных целях — как во
имя сплоченной работы всех
членов общества, так и во имя
угнетения народа.
6. М. Вебер ставит такой философско-исторический
вопрос: как случилось, что определенные
явления духа и культуры —
рациональность, модернизация, легитимность
— впервые пробили себе дорогу
в странах Запада и именно
здесь получили универсальную
значимость? Ответ на него и
дается в знаменитой работе "Протестантская
этика и дух капитализма". Вебер
уверен, что рациональность со
времен Ренессанса становится
на Западе общекультурным феноменом:
она проникает не только в
науку, философию, но также
в теологию, литературу, искусство
и, конечно, в повседневную
жизнь общества, государства. Специализация
и профессионализм — опознавательные
знаки этого процесса.
Понятие "капитализм", заимствованное
им из предшествовавшей литературы, М.
Вебер поясняет следующим образом.
Стремление получить наибольшую прибыль
известно всем эпохам и существовало
во всех странах земли. Однако только
в западном мире развилась общественная
система, основанная на формально свободном
наемном труде, допускающая рациональный
расчет, широкое применение технического
знания и науки, требующая рационально-правовых
оснований действия и взаимодействия.
Эту систему он, следуя Марксу, называл
"капитализмом". Но в отличие
от Маркса, Вебер не считал, что лучшая,
более справедливая система придет
вместе с социализмом. Он полагал, что
созданной капитализмом форме рациональной
организации — при всех ее недостатках
и противоречиях — принадлежат
будущее. По существу, Вебер обозначал
словом "капитализм" совокупность
типов цивилизованного действия,
которые, в самом деле, были вызваны
к жизни на заре Нового времени
и без которых уже не могла
и не может обойтись ни одна социальная
система. (Вебер, кстати, нередко употреблял
и понятие "цивилизация"). Интерес
к типам действия определил особое
внимание к тем духовным факторам,
к процессам сознания, благодаря
которым целе-рациональный тип действия
если не полностью заменил, то потеснил
действие традиционалистское.
В центр исследования в названной
ранее работе Вебера помещены процессы,
в Европе совпавшие с реформацией.
Благодаря новой этике, новой
системе ценностей — этике
протестантизма — был узаконен,
санкционирован новый жизненный
стиль, тип поведения. Речь шла о
том, чтобы сориентировать индивида
на упорный труд, бережливость, расчетливость,
самоконтроль, на доверие к собственной
личности, достоинство, строгое соблюдение
прав и обязанностей человека. Разумеется,
сознательная цель Лютера или Кальвина
вовсе не состояла в том, чтобы
пробить дорогу "духу капитализма".
Они были озабочены реформированием
религии и церкви. Но протестантизм
глубоко вторгся в сферу внецерковной
жизни, сознания и поведения мирянина,
предписав ему в качестве божественных
заповедей как раз то, чего требовала
наступающая капиталистическая
эпоха. "Внутримировая аскеза",
которую проповедовал протестантизм,
была эффективным идейным средством
воспитания новой личности и новых
ценностей. Отсюда напрашивался вывод,
что страны, не прошедшие через
социально-воспитательное воздействие
чего-то подобного реформации и протестантской
этике, не смогут успешно развиваться
по пути рациональности и модернизации.
Правда, Вебер не утверждал, что все
дело только в протестантской этике.
К возникновению капитализма
причастны и другие условия.
7. Из концепции целе-рациональности
Вебер вовсе не хочет сделать
вывод, будто общество в XX в.
будет развиваться по рациональному
пути. Пеле-рациональность — одна
из исторических возможностей, средство,
которое может быть обращено
на разные цели. Надо учесть
и то, что в ценностной сфере,
по Веберу, рациональность может
оттесняться на задний план. Здесь
борются несходные, порой противоположные
ценности, и выбор между ними
может определяться отнюдь не
рациональными основаниями. Относительно
перспектив развития общества
Вебер был настроен пессимистически.
Пессимизм особенно усилился после
первой мировой войны. Вебер предсказывал:
может случиться, что недовольство
людей направленностью рационализации
и бюрократизации заставит их отдать
предпочтение харизматической (т.е. основанной
на воздействиях сильной личности) "демократии
фюреров".
Учение Макса Вебера оказало
глубокое влияние на философию и
социологию XX в.
Вывод :
М.Вебер - один из наиболее крупных
социологов начала ХХ века.
Некоторые его идеи формировались в полемике
с марксизмом. К.Маркс в своих работах
стремился понять общество как некоторую
целостность, социальная теория М.Вебера
исходит из индивида, из его субъективной
осмысленности своих действий. Социология
М.Вебера весьма поучительна и полезна
для российского читателя, которое долгое
время воспитывался под влиянием идей
марксизма. Не всякую критику марксизма
можно признать справедливой у Вебера,
но социология господства и этика ответственности
могут многое объяснить как в нашей истории,
так и в современной действительности.
Многие социологические понятия по сей
день широко используются в средствах
массовой информации и в научной среде.
Такое постоянство творчества М.Вебера
говорит о фундаментальности и общезначимости
его трудов.