Политическая модернизация в Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:25, доклад

Описание работы

Прежде всего, планируется «восстановление монархической формы правления». Затем глава государства собирается дать «Билль о правах», текст которого находится в стадии доработки. Предполагается также провести муниципальные выборы, вывести испанскую прессу из-под контроля фалангистского секретариата по просвещению и пропаганде и передать под контроль министра просвещения. Франко, по словам Лекерики, обещал отмену смертной казни за преступления, совершенные в период гражданской войны. Присутствовавший при беседе военный министр Асенсио убеждал посла в том, что «эволюция политической жизни страны должна быть весьма постепенной, поскольку испанский народ по природе горяч и вспыльчив».

Файлы: 1 файл

Политическая модернизация в Испании.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Власти готовы были через 20 лет после окончания гражданской  войны простить мертвых. Ко все же оставалось то, через что Франко так и не смог переступить: живых  он простить не мог.

Избегая публичных выступлений на эту тему, он был откровенен с теми из своего окружения, которым он доверял. В беседе с Салгадо Браухо, в ответ на неоднократно высказываемое желание дона Хуана быть королем всех испанцев, Франко с раздражением заметил: «Значит всех побежденных, баскских и каталонских сепаратистов, коммунистов, социалистов, членов Национальной конфедерации труда, республиканцев различных направлений, а также террористов. Почему же нет? Все они испанцы».

Между тем идея примирения как основа будущего национального консенсуса со временем стала находить поддержку и среди тех, кто составлял в свое время опору режима.

3 марта 1969 г. в телевизионном  интервью в Бонне настоятель  монастыря Монсеррат, более известного  во всем мире как монастыря  «Долины павших», который в годы гражданской войны был убежищем для беглецов как той, так и другой стороны, сказал, что «эта страна продолжает быть разделенной между побежденными и победителями, хотя пацифистская пропаганда правительства и пытается это скрыть. После той войны у народов, составляющих современное испанское государство, похитили их право на самоопределение, их право на свободу мнений, их право на свободу ассоциаций, право на забастовку. Можно сказать, что все права человека, провозглашенные Декларацией Объединенных Наций, нарушены, прелат выразил сожаление, что церковь, преследуемая в начале гражданской войны, не сумела найти пути к диалогу, «как завещал нам Христос». Как показали последующие события, эта точка зрения разделялась многими церковными иерархами.

13 сентября 1971 г. Объединенная  всеиспанская ассамблея епископов  и священников под председательством  примаса кардинала Винсенте Энрике  и Арранкона большинством голосов  одобрила декларацию, в которой  отвергалось деление испанцев  на победителей и побежденных: со склоненной головой церковь просила прощения у испанского народа за то, что в годы братоубийственной войны не стала орудием примирения противостоящих друг другу сторон.

В духе решений Второго  Ватиканского собора участники ассамблеи  назвали справедливыми требования свободы выражения мнений и права на политические и профсоюзные ассоциации. И хотя изменение в отношении к режиму наиболее дальновидных деятелей церкви диктовалось не в последнюю очередь опасениями утраты доверия верующих, в сознании которых в 60-е гг. произошли глубокие изменения, тем не менее оно превратилось в еще один фактор, подрывавший стабильность режима.

Франко был глубоко  уязвлен. Он дал понять свое недовольство этой позицией, как он выразился, некоторых  церковных кругов испанского духовенства, предупредив в своем новогоднем послании в канун 1972 года, что правительство будет выступать против всего, что может нанести ущерб безопасности государства и нарушать единство нации. Но угрозы такого рода уже не пугали.

Идеологи и практики франкизма всегда придавали особое значение феномену страха, как своего рода цементу, скрепляющему здание «Новой Испании» — страха перед повторением гражданской войны, перед репрессиями, перед либерализмом и демократией, неразрывно связанных, как утверждалось, с нарушением внутренней стабильности, неизбежно приводящим ко всеобщему хаосу. Одной из характерных черт общественной жизни Испании первой половины 70-х гг. было, по единодушному мнению обозревателей иностранных газет, исчезновение этого феномена страха.

Иммобилисты, т.е. противники перемен, все еще сохраняли позиции  в институтах государственной власти, силовых структурах и средствах  массовой информации, в их руках  все еще сохранялись рычаги, способные  замедлить процессы, делавшие неизбежным в исторической перспективе «транзисьон», т.е. переход от диктатуры к демократии. Но не могли их остановить.

Структурные перемены в экономической  стратегии, давшие уже весьма ощутимые плоды, реформы, которые вели к ослаблению институтов авторитарного режима и  созданию предпосылок предсказуемого будущего, изменение в общественном сознании, создававшие основу для национального консенсуса обеспечили благоприятные условия для мирного исхода процесса модернизации испанского государства и общества.

 

 

 

 




Информация о работе Политическая модернизация в Испании