Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:35, реферат
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания.
Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной, спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США, Англия).
Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку. Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”. И в том, и в другом случае успешность модернизации во многом зависела от того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы значительной его частью как естественный и поддерживался ими.
2. Содержание
и основные характеристики
Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа, которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные процессы и состояния развивающихся обществ.
Многочисленные исследования, формирующиеся в русле этой теории, подтверждают общую направленность развития мирового сообщества к индустриальной (постиндустриальной) фазе своей эволюции. Этот глобальный процесс преобразований развивается в тесной связи с распространением научных достижений и переходных технологий, расширением экономического сотрудничества и торговле между странами, культурного взаимодействия между обществами, постоянным совершенствованием коммуникаций, ростом образования, урбанизацией.
Считается, что процесс исторического производства нового модернизированного общества, различные варианты и проекты которого довольно обстоятельно разработаны и представлены теорией модернизации, имеет альтернативный характер. Мировой опыт, основанный на реальных результатах многочисленных попыток осуществления переходных преобразований, позволил выработать и скорректировать некоторые наиболее общие стандарты в организации экономики, политике, социальных отношений, культурной сферы, которые ложатся в основу необходимых целей модернизации.
К таким универсальным требованиям в социальной сфере следует отнести формирование открытой дифференцированной социальной структуры с неограниченной мобильностью населения. В области политики - это соблюдение прав человека, плюралистическая система организации и функционирования власти, рост политических коммуникаций, конценсусная технология выработки и реализации управленческих решений, создание саморегулирующих механизмов взаимодействия между политической системой и обществом, принцип действия которых основан на системе обратных связей. По мнению М. Братерского, «теория модернизации оказалась права в том, что в основе «современности» лежит товарное производство и в широком смысле рынок». В сфере экономики к основным критериям модернизации следует отнести: увеличение затрат на образование, рост роли науки в рационализации экономических отношений, товарно-денежные регуляторы производства.
Ещё совсем недавно для развивающихся традиционных обществ была характерна тенденция, направленная на слияние в однородность, создание гомогенного целого в плане тождественности осуществления процесса исторического конструирования нового общества. Эта тенденция основывалась на предположении о том, что современное общество должно приближаться к единому типу, а именно - к западному, и что современная цивилизация и есть западная цивилизация, а западная цивилизация это не что иное как современная цивилизация.
Следует отметить, что центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Круг проблем, связанных с исследованием переходных обществ посредством теории модернизации - весьма широк и разнообразен. Сюда, в частности, относятся вопросы, касающиеся источников, характера и направлений политических изменении при переходе от традиционного к современному обществу: от технологического отставания стран, где игнорирование политических свобод являлось повседневной практикой, до ценностных ориентаций различных групп населения и индивидов.
В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения:
- совершенствование всей системы общественных отношений и изменение уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих конфликты и разрешающих общественные проблемы;
- возрастание сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;
- в области экономики - максимальное распространение товарно-денежных отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;
- изменение социальных отношений - переход от мобильного сословного общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и социальной конкуренции.
В числе характеристик процесса модернизации также выделяют:
- его комплексность, поскольку он охватывает все сферы жизни общества;
- его системность, так как изменение любого элемента или целой сферы
жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;
- его глобальный характер - начавшись в странах Запада, она распространяется затем на весь мир;
- его протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление их результатов);
- дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер -модернизация в разных странах протекает по - разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например, "японское экономическое чудо"), не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.
3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и условия их решения.
Процессы, которые происходят
в Украине в современных
преимущественно апологический
характер. Такое положение
Спустя почти двадцать лет после начала перестройки, уже совсем в другой стране в воздухе начало веять новым революционным пафосом. Для этого понадобились всего лишь очередные выборы президента Украины. То, чего по мнению людей, они не могли добиться двенадцать лет, произошло за один месяц. В страну пришла новая власть, которая в условиях революционного запала задекларировала большие обязательства, в том числе и существенно реформировать систему государственной власти в Украине. Насколько это ей удастся, покажет время. К сожаленью, пока мы не можем сказать, что происходят существенные изменения. Однако, слышны разговоры о том, что в ближайшем времени нас одна из ключевых реформ государственного аппарата - это административная реформа. Основные ее ориентиры - изменение философии государственного управления. Необходимо коренным образом изменить качество отношений между государством и гражданами: развитие общества, инициативы граждан и их самоорганизации должны стать реальным приоритетом, который будет определять место и задачи Украинского государства. Необходимо также ограничить административное вмешательство государства в различные сферы общественной жизни, особенно в сферу экономики и политики. Это позволит ликвидировать негативные последствия, порожденные сращиванием госаппарата с полутеневым частным капиталом.
Не обойтись и без активного участия гражданского общества и его институтов в государственном строительстве. Основной заказчик на демократические преобразования должен стать субъектом процесса создания государства — с помощью широкого привлечения негосударственных общественных организаций к процессу отрабатывания управленческих решений, создания действенных механизмов обжалования в суде неправомерных действий со стороны государства.
В практической области основными задачами должны стать:
- качественная модернизация государственного аппарата за счет создания эффективных механизмов привлечения новых профессиональных государственных менеджеров и постоянной кадровой ротации;
- приведение административной структуры в соответствие с потребностями экономики и регионального развития. Это необходимое условие перехода от «ручного управления» к мягкому регулированию рыночных процессов и использованию экономических инструментов влияния;
- улучшение репутации органов госуправления и максимально открытый характер принятия управленческих решений.
Путь к оптимизации работы исполнительных органов на местах лежит и плоскости конструктивного взаимодействия с органами местного самоуправления. Следовательно, зависит от успешной модернизации территориальной модели власти. Сильное самоуправление является неотъемлемой составляющей развития демократии и становления эффективной системы власти. Сегодня невозможно представить демократию без развитой системы самоуправления. С той или иной спецификой (американской, немецкой, французской и др.) во всех цивилизованных странах Запада местное самоуправление является сердцевиной политического порядка, носителем не только широких представительных, но и исполнительных и хозяйственных полномочий. В этих странах практически установилась тенденция к расширению экономических и политических возможностей самоуправления, передаче все большей части административных функций на уровень местной представительной власти.
Именно местное самоуправление является органичной формой обустройства жизни территориальной общины, реальной альтернативой государственной бюрократической машине. Децентрализация управления во многих странах Запада рассматривается как наиболее важный фактор экономического развития и повышения социальных гарантий. Чем выше исполнительная компетенция местной власти, тем мобильнее и эффективнее рыночная инфраструктура, тем быстрее предприниматели развивают бизнес, тем эффективнее собираются налоги, тем шире граждане включаются в систему перераспределения и потребления общественных благ.
Именно поэтому я считаю, что одним из главных аспектов системного
реформирования украинской власти должно стать качественное расширение
функций местной представительной власти. Для этого необходимо преодолеть чрезмерный централизм государственной системы управления за счет создания исполнительных органов местных советов, передачи им значительной части полномочий. В частности жилищно-коммунального права, охраны правопорядка, хозяйственного управления территорией, инвестиций и инноваций, местной инфраструктуры, связи и транспорта, социальной защиты, медицины, образования и дошкольного воспитания, вопросов культуры, спорта и туризма, строительства и т.п.
Модернизация системы государственного управления в Украине являлась реакцией на изменение среды и изменения в объекте управления. Сама модернизация осуществлялась исключительно за счет наличной квалификации, компетенции и интуиции чиновников и экспертов, вовлеченных в этот процесс.
А материалом, на котором строилась их политическая и профессиональная позиция, был их предыдущий опыт. Реальный процесс модернизации системы государственного управления отчужден от существующих процессов описания административной реформы и коммуникации по ее поводу. Мы имеем все основания для утверждения, что административная реформа фактически является элементом не управляющей, а управляемой системы. Не она управляет системой государственного управления, а система государственного управления всегда управляет административной реформой и приспосабливается ее к себе.
Провести реформу
Далее - реализация принципа нормативного распределения полномочий. Контрольные функции (государственный надзор) распространяются только на правомерность управленческих решений, а не на их целесообразность.
Самоуправление должно стать реальным, а не номинальным центром управления, определяющим приоритетные для общины направления развития, формирование достаточной экономической базы местного самоуправления, создание собственной стабильной доходной базы местных бюджетов. Нужно повышать авторитет и статус органов местного самоуправление. Местный уровень не должен ассоциироваться с местечковым мышлением, а местная власть – с «полуфеодальными наделами». Вне всякого сомнения, этот важный аспект должен быть учтен в процессе законодательных и политических трансформаций, происходящих сейчас в Украине.