Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:53, контрольная работа
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существования механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества.
Введение 3
Учение Платона об идеальном государстве 4
Аристотель о сущности и формах государства 9
Основные аргументы Платона против демократии 16
Список используемой литературы 27
При учете всего этого несомненно должна получить иное освещение и социальная онтология Платона. Коль скоро наиболее совершенное бытие и прекрасное бытие Платоном понимается как живой организм, воплотивший в себе гармонию идеи и материи, то наилучшее платоновское государство есть, понятно, государство, построенное по принципу живого организма. Подтверждение этой нашей мысли мы находим и у А. Ф. Лосева, который пишет в „Истории античной эстетики“: „Философы и воины в идеальном государстве Платона — это своеобразная душа — а земледельцы и ремесленники — это для него своеобразная материя. Душа господствует над телом, а тело подчиняется душе“ .
В таком случае демократическое, эгалитаристское
государство, напротив есть государство,
построенное по принципу мертвого тела. И
действительно, при демократии ведь тело-»демос
«господствует над душой -"высшими сословиями",
материя — над идеей, хаос — над порядком,
наконец, небытие — над бытием. В то же время
наиболее характерным признаком мертвого
тела является отсутствие самодвижения
(вспомним при этом, что развивая мысли
Платона, Аристотель и приходит к определению
души как «энтелехии» — внутреннего источника
движения). Если мертвое, неодушевленное
тело и совершает какие-либо
Кроме того, мертвое тело есть разлагающееся
тело, тогда как еще одним существенным
признаком жизни является способность
к самовоспроизведению и само созиданию.
Так что распространение в демократическом
государстве индивидуализма, эгоцентризма,
и вообще отчуждения людей друг от друга
есть в точном смысле этого слова разложение,
т.е. распад социального тела, лишенного
своей «души» — интегрирующей идеи. То же
самое проявляется в отказе этого государства
следовать традиции, воспроизводить имеющиеся
образцы, т.е. себя и, таким образом, противостоять
социальной энтропии, не впадая в безжизненность
и оцепенение. Тут мы подходим к специфической
платоновской идее творчества, на которую
вообще редко обращают внимание, и которую
зачастую даже игнорируют, выдвигая утверждение,
что в завершенном виде идея творчества
была дана лишь в христианском духовном
опыте. Утверждение это по смыслу своему
совершенно верно, однако, оно вовсе не
доказывает, что Платону была неведома никакая идея
творчества. Более того, обращаясь к платоновской
космологии, мы сразу же сталкиваемся с тем,
что ее исходной позицией является творение богом-демиургом
Тут необходимо еще напомнить, что согласно космологии Платона «все, что существует в мире … имеет значение как отражение небес, а небеса — как отражение всеобщего ума и всеобщей души» , и, следовательно, что «индивидуальный человек и все общество есть только подражание вечным и правильным движениям звездного неба» . Исходя из этого, можно заключить, что Платон должен был понимать любое общество и любое государство не как неодушевленную вещь мира вещей, а как живое тело, во всем подобное живому телу космоса. Такое предположение кажется абсурдным и диким только человеку, выросшему на установках механистического, ньютонианского и, между прочим, уже устаревшего естествознания, видевшего в природе лишь мертвую косную материю и отрицавшего принцип самоорганизации. Для древнего же грека, в силу особенностей его мифологического сознания, вообще было естественным видеть прекрасное кипение жизни буквально везде. Более того, для него человеческая одушевленная телесность, как мы видели, была моделью для понимания всего и вся, включая космос. Платон не был бы гениальным выразителем мировоззрения своей цивилизации, да и не был бы просто глубоким философом, если бы не понимал общество как организм (или, выражаясь современным языком — как сложную, самоорганизующуюся систему) и в то же время как часть космического организма. Тогда драматичность бытия демократического общества состоит, по Платону еще в том, что в таком обществе, конечно же, теплится жизнь, но его намеренно омертвляют или уже упрощают правители, идущие против этой жизни и не верящие в нее в силу рационалистически — просвещенческого пафоса своих убеждений. Тут можно вспомнить, что демократия всегда возникает в век Просвещения, превозносящего узкорационалистический идеал — будь то в классической Греции, будь то в Европе Нового времени.
Итак, как видим, Платон стоял у истоков той историко -философской традиции, современными представителями которой являются О. Шпенглер с его теорией культур как живых организмов, русские евразийцы с их учением о месторазвитии, а также различные доктрины геополитики. При этом платоновская критика демократии близка по смыслу к шпенглеровской критике цивилизации как стадии одряхления культуры и застывания ее в омертвевших рационалистических формах.
Список используемой литературы