Политическая мысль Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений.

Файлы: 1 файл

политическая мысль нового времени.docx

— 25.47 Кб (Скачать файл)

Политическая мысль Нового времени

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность  создания политических институтов в  соответствии с теоретическими моделями. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характер его взаимоотношений с государством. В рамках просветительско-рационалистического периода можно выделить такие основные политические концепции: макиавеллизма, государственного суверенитета, распределения власти, правового государства и гражданского общества, марксизма.

1. Теория макиавеллизма

Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали; «для упрочнения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь»(1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520).

Первое, что он сделал - обосновал  автономность и самостоятельность  политической сферы и политических знаний, имеющих собственную логику, отделив политическую науку от теологии, философии и морали. Политика, с точки зрения Н. Макиавелли, представляет собой целеполагающую деятельность людей, в которой они пытаются реализовать свои интересы и потребности.

Второе, что привнес в  политическую науку Н. Макиавелли - это метод. Н. Макиавелли ввел политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами - за поведением политических лидеров, масс, за их взаимодействием. Политику он изучал как социальную реальность, тем самым перенеся политику из сфер воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального.

С именем Н. Макиавелли связано  новое видение природы политики как сферы принятия стратегических решений. Его работы «Размышления о  первой декаде Тита Ливия» и «Государь» являются обоснованием технологии принятия эффективных решений. Принятие и  реализация политических решений должны учитывать два важных фактора: принцип относительности и компоненты эффективного лидерства.

Содержание принципа относительности состоит в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации. В каждый конкретный момент они относительны друг друга: выбор средств относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, цель, средства и ситуация должны соотноситься между собой. Политик, по Н. Макиавелли, не может руководствоваться нравственными нормами, поскольку они лежат за пределами сферы относительного.

Во многом эффективность  принимаемых решений зависит  от лидера. В этом отношении К Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчиненными; 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.

В политической теории Н. Макиавелли можно найти практически весь набор методов исследований, которые  впоследствии стали использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический. В его работах были обозначены и в определенной мере решены наиболее существенные проблемы политологии. Его можно считать основоположником политической науки в полном смысле этого слова.

2. Теория государственного суверенитета

Свидетельством стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося  политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса Гоббса (1588-1679).

Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет государства он понимал как единственную, неделимую, свободную от ограничений и законов власть над гражданами и подданными. По Бодену, основными признаками суверенитета являются:

1) самостоятельность власти, которая внешне оказывается в независимости от других государств, а внутренне - в независимости от подчинения кому-нибудь внутри государства;

2)постоянство и непрерывность  власти.

3) неотчужденность и неделимость власти.

Суверенная власть, по мнению Ж. Бодена, имеет право издавать законы, объявлять войну и мир, назначать чиновников, совершать высший суд, миловать, чеканить монету и устанавливать меру и вес, собирать налоги.

Согласно мнениям английского  мыслителя Томаса Гоббса, естественное состояние людей - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война следует из эгоистической природы людей, из склонности делать друг другу зло. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивает то с искусственным человеком, то с созданным Богом, библейским персонажем, является огромным морским чудищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, он перестает быть законным.

3. Концепции распределения власти, правового государственного общества и гражданского общества

Концепции природных прав и общественного соглашения были разработаны английскими мыслителями Джоном Локком, а также французским мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность.

Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному  состоянию и отношениям людей  с государственной властью. Он считал, что большинство людей подражают  естественным правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к  властной выгоде. Поэтому они нуждаются  в независимом судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает  как его подопечный и как его  основатель. Последнее дает право  народа отменять законы, которые противоречат его интересам.

Более того, народ имеет  право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. Дж. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

К естественным правам человека он отнес следующие:

  • право на жизнь, защищающая безопасность человека;
  • право на свободу, уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь согласно своим желаниям;
  • право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда.

 

Жан-Жак Руссо. Радикальную концепцию общественного соглашения создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Руссо считается отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя во власть суверена, а являются носителями верховной власти. Он выступал против разделения верховной власти между любыми органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

Идеи Просвещения  способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789) - провозглашал право человека на свободу, собственность и на сопротивление  насилию.

 Шарль Луи де Монтескье. Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Ш. Луи де Монтескье. Он идеализировал форму правления в Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей.

1. Каждая ветвь  власти отвечает за выполнение  определенных функций:

  • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
  • исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
  • судебная власть отвечает за безопасность граждан.

2. Взаимоконтроль  ветвей власти, что позволяет  достичь баланса сил. Он понимал, что сам народ через организационные сложности не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предложил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина выбирать своих представителей в органы власти.

Весомое значение для развития политической мысли  имела философия права Иммануила Канта (1724-1804, Германия), сделавшего вывод о моральной автономии личности и общества от государства. Общество обладает своими, негосударственными средствами регулирования поведения человека. Такими регуляторами являются семья, хозяйственные ячейки общества, общины, в том числе религиозные. Все это И. Кант называл "гражданским" обществом. И. Кант призывал относиться к людям не как к средству, а как к цели. Человек представляет собой самоценность, является господином самого себя. Законы могут быть нравственными и безнравственными. Нравственные законы - те, которые находятся "внутри нас" и соответствуют естественному праву. Только такие законы имеют правовую силу и их можно назвать "правовыми". Государство, пользующееся правовыми законами, И. Кант называет правовым. Правовое государство необходимо для того, чтобы связывать государственную власть законом, не допускать произвола и несправедливости.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель выдвинул собственное видение личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество владельцев. К нему принадлежат свободные индивиды, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей. Гражданское общество разделяется на кланы, охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все равны юридически, независимо от национальности, вероисповедания, но неравны от природы, по социальным взаимоотношениям, по настроениям, мыслям, талантам, знаниям и т.п. Неравными являются мужчина и женщина, животное и растение. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институциями, обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, разделенный между монархом и народом. Именно суверенитет дает государству возможность безгранично главенствовать над собой и над гражданским обществом. Государственная власть разделяется на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы кланов), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который опирается на закон и уважает права и свободы подданных).

Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одного из более самых  влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма.

4. Теории равенства и свободы,  марксизм в развитии политической  мысли

Проблемы равенства  и свободы в первой половине XIX в. обсуждались и в социалистической литературе различных направлений. У основателей современного социализма Анри де Сен-Симона, Шарлем Фурье и Робертом Оуэна встречаются различные, зачастую совершенно несхожие представления о государстве и политике, которые, однако, сводятся к одному знаменателю. Так, Р. Оуэн вообще считал бесполезным делом конструирование политического идеала, поскольку - надобность в государстве исчезает после утверждения строя общности. Ш. Фурье, отстаивая положение о главенстве экономики над политикой, развивал идею о бесполезности политики и политической деятельности вообще. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских обществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов общества. У Сен-Симона цель будущего политического устройства - это создание единой хозяйственной и общественной системы, управляемой промышленниками из единого центра.

Ближайшие последователи великих утопистов создавали различные проекты идеальной республики, основанной на принципе равенства, доведенного до абсолюта.

Представители коммунистической теори . Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия, - марксизма . Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом .

Таким образом, стержневые политические идеи марксизма:

1. Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе, до появления письменности и классов, государства не было.

2. Государство - орудие господствующего класса, которое используется для подчинения угнетаемых классов. Капиталистическое государство является инструментом обеспечения господства буржуазии над пролетариатом.

3. Для удержания власти над угнетаемыми классами государство использует три основных средства, прибегая к ним одновременно или в порядке очереди, в зависимости от ситуации, - армию, полицию и бюрократию.

4. Непримиримость антагонистических классов неминуемо приводит к классовой борьбе, что является движущей силой истории.

5. Основная сила революционного процесса - пролетариат, которому нечего терять, кроме собственных цепей. Добывая в борьбе независимость для себя, он тем самым добивается свободы для всего общества.

Информация о работе Политическая мысль Нового времени