Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:38, реферат
Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях как: «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Содержание этих произведений позволяет определить Макиавелли как одного из ранних представителей политической теории капитализма.Макиавелли первый выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления. Он считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, решать реальные задачи власти и управления, и рассматривать воображаемые ситуации.
1. Гражданская концепция политики ( Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. Социальная концепция политики ( Ж.Ж. Руссо, Э. Берг, Д. Миль, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Содержание
1. Гражданская концепция политики ( Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. Социальная концепция политики ( Ж.Ж. Руссо, Э. Берг, Д. Миль, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Макиавелли Никколо (1469-1527)
выдающийся итальянский мыслитель
и политический деятель.
Свои основные политические взгляды и
убеждения он изложил в таких произведениях
как: «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия»,
«Государь», «О военном искусстве», «История
Флоренции». Содержание этих произведений
позволяет определить Макиавелли как
одного из ранних представителей политической
теории капитализма.Макиавелли первый
выделил политические исследования в
качестве самостоятельного научного направления.
Он считал, что политическая наука должна
постигать истинное положение вещей, решать
реальные задачи власти и управления,
и рассматривать воображаемые ситуации.
По мнению Макиавелли, государство не
промысел, а дело рук человека. Поэтому
не Бог, а человек является центром Вселенной.
Политическое стояние общества характеризуется
определенны отношениями между людьми,
между правителем подданными. Цель этих
отношений обеспечение порядка, незыблемость
частной собственности и безопасность
личности.
Макиавелли считал, что власть любого
государства должна опираться на хорошие
законы и на сильное войско. А сам правитель
должен быть подобен кентавру, соединяющему
в себе силу льва и хитрость лисицы.
Из всех форм государственного правления
Макиавелли отдавал предпочтение республиканской
форме. Он считал, что именно в ней возможно
наилучшим образом сочетать блага и свободы
граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь
как о частных, так и общественных интересах.
Но формы государственного правления
устанавливаются не по прихоти отдельных
личностей или групп, а в зависимости от
соотношения постоянно борющихся сил.
Гоббс Томас (1588-1679) выдающийся философ
и политический мыслитель Англии. Основным
его политическим трудом считается книга
«Левиафан, или материя, форма и власть
государства церковного и гражданского»
(1651 г.). Его концепция была направлена
на разработку светской теории политической
власти и государства, то есть он отрицал
теорию божественного происхождения королевской
власти.
Развивая теорию светского происхождения
власти, Гоббс приходит к выводу о том,
что государство возникает в результате
общественного договора. В своей книге
«Левиафан» он описывает хаос (войну всех
против всех) в котором пребывали люди
в догосударственном состоянии. В поисках
выхода из хаоса, люди заключили договор,
отказавшись от части своих естественных
прав и передан их в ведение государства.
Таким образом, люди добровольно ограничили
свою свободу в обмен на закон и порядок.
Поэтому источником королевской власти
является общественный договор, в результате
которого и появляется государство.
По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна,
но не тотальна: она не вмешивается в личные
дела граждан. Люди вольны делать все,
что не запрещено законом: заключать и
расторгать договора, продавать и приобретать
собственность и т. д.
Локк Джон (1632-1704) английский философ и
политик, родоначальник либерализма. Он
впервые четко разделил такие понятия
как личность, общество и государство,
и поставил личность выше общества и государства.
По его мнению личности создают общество,
а общество государство. Общество и государство
не одно и то же. Падение государства не
означает падение общества. Общество может
создать другую государственную власть,
если существующая его не удовлетворяет.
Локк был сторонником ограниченной монархии,
считая что абсолютная монархия хуже чем
естественное (догосударственное) состояние.
Он одним из первых выдвинул идею разделения
властей на законодательную и исполнительную,
при этом отдавая приоритет законодательной
власти, которая, по его мнению, определяет
политику государства. Основная же цель
государства, по мнению Локка, это защита
прав личности.
Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский
политический философ, историк, правовед,
социолог.
Монтескье внес большой вклад в развитие
гражданской концепции политической мысли.
Остановимся на двух наиболее значимых
фрагментах из его наследия.
Первое. В своей самой значительной работе
«дух законов» он обосновывает теорию
о том, что законы разрабатываются и принимаются
обществом (государством) по совокупности
факторов. «Многие вещи, -писал Монтескье,
управляют людьми: климат, религия, законы,
принципы правления, примеры прошлого,
нравы, обычаи; как результат всего этого
образуется общий дух народа» (Монтескье
Ш-Л Избранные произведения. М., 1955. С. 412.).
Второе. Анализируя труды своих именитых
предшественников, Монтескье приходит
к выводу о том, что политическая власть
в обществе должна быть разделена на три
основных вида: законодательную, исполнительную
и судебную, с тем, чтобы различные власти
могли взаимно сдерживать друг друга.
Своими научными трудами Монтескье как
бы завершает архитектурное строение
«здания» гражданской концепции политической
мысли.
2. Социальная концепция политики ( Ж.Ж.
Руссо, Э. Берг, Д. Миль, А. Токвиль, К. Маркс,
Ф. Энгельс).
Гражданская концепция политической
мысли, казалось бы, подготовила достаточно
солидную базу для дальнейшего развития
индивида, общества и государства. Однако
в реальности все оказалось гораздо сложней.
Созданные по воле большинства законы
становились обязательными для всех, и
если индивид или группа имели свое отличное
от других мнение, то «общая воля» принуждала
их быть как все (кто не с нами, тот против
нас). Таким образом, меньшинство становилось
заложником большинства. Французский
политолог Алексис Токвиль (1805 - 1859 гг.)
охарактеризовал такое положение словами
«политическая тирания большинства» (Токвиль
А. О демократии в Америке. - М., 1987. - С. 199).
Либерализм в экономической сфере (свобода
частного предпринимательства, индивидуализм,
конкуренция) приводит к тому, что значительная
часть граждан оказывается за гранью нищеты
и не может воспользоваться «гарантированными»
правами и свободами и реализовать свои
возможности.
В политической сфере человек, отдавая
часть своих полномочий (свою политическую
волю) представительным органам власти,
по мнению Ж.-Ж.Руссо, становится рабом
этой самой власти (Руссо Ж-Ж Трактаты.
- М., 1969. - С. 171).
Осознавая явные изъяны в гражданской
концепции государства, многие политические
мыслители, стремясь найти выход из затруднительного
положения, постепенно вырабатывают новую
социальную концепцию политической мысли.
В основе ее, по их мнению, должны быть
гуманизм и социальная справедливость.
2. В эпоху средневековья ( V - Х V вв. н. э.)
философско-этическая концепция политики
в Западной Европе постепенно вытесняется
религиозной концепцией.
· Христианская церковь пытается доминировать
над светской властью («град божий есть
высший град»), град земной включает в
себя дьявольскую волю. Для совершенствования
государства необходимо обновление града
земного в русле христианской добродетели
и гуманизма (Ангустин).
· Государство имеет позитивную ценность
и является выражением божественного
предвидения и воли Всевышнего во имя
людей (Фома Аквинский).
· Существуют четыре вида права:
1. вечное право - мудрость Бога;
2. божественное право - заповеди;
3. естественное право - стандарты истины
и справедливости;
4. позитивное право вводимые государством
законы.
· Если позитивное право, введенное сувереном,
противоречит естественному праву и разуму,
то оно незаконно и в этом случае народ
имеет право выступить против монарха.
В иных случаях выступление против власти
является смертным грехом (Фома Аквинский).
3. В Х V I - Х VI I вв. политическая мысль освобождается
от религиозной концепции и постепенно
приобретает светский характер. Гражданская
концепция политической мысли выдвигает
новые, весьма радикальные идеи и теоретические
разработки:
· Государство не божий промысел, а дело
рук человека. Политическое состояние
общества характеризуется определенными
отношениями между людьми (Макиавелли).
· Государство возникает в результате
общественного договора. Заключив договор,
люди добровольно ограничили свою свободу
в обмен на закон и порядок (Гоббс, Локк).
· Впервые были разграничены такие понятия
как личность, общество и государство
и личность была поставлена выше, чем общество
и государство. Таким образом, возник основополагающий
принцип либерализма (Локк).
· Политическая власть в обществе должна
быть разделена на три основные вида: законодательную,
исполнительную и судебную, с тем, чтобы
различные власти могли сдерживать друг
друга (Монтескье).
4. Гражданская концепция политической
мысли подготовила солидную правовую
базу для дальнейшего развития общества.
Но либерализм в экономике приводит к
тому, что значительная часть граждан
не может воспользоваться <гарантированными»
правами и свободами и оказывается за
гранью нищеты. Стремясь найти выход из
затруднительного положения, многие мыслители
вырабатывают новую социальную концепцию
политической мысли. Суть ее заключается
в следующем:
· Введение антимонопольных законов и
увеличение налогов на сверхприбыль.
· Перераспределение доходов через государственные
органы в пользу малоимущих.
· Эффективная социальная политика, обеспечивающая
каждому гражданину достойную жизнь.
· Эффективный контроль за деятельностью
властных структур.
Джон Милль (1806 - 1873) английский ученый,
в своей работе «Размышление о представительном
правлении» для того, чтобы избавить меньшинство
от доминирующего большинства, предлагает
систему пропорционального представительства
и максимальное участие граждан в правлении
социальным государством. А. Токвиль считает,
что граждане должны добровольно кооперироваться
в свободные учреждения местного самоуправления
и добровольные политические и гражданские
ассоциации. Таким образом они смогут
непосредственно участвовать в управлении
обществом.
Макс Вебер (1864-1920) выдающийся немецкий
политический экономист и социолог считал,
что для того чтобы эффективно отстаивать
свои права и свободы, отдельные индивиды
должны консолидироваться в группы по
интересам. А для того чтобы власть пользовалась
доверием своего народа и могла эффективно
управлять она должна быть легитимной
(Вебер М Избранные произведения. - М., 1990.
- С. 646).
В ХХ веке либеральная концепция (неолиберализм)
политической мысли стала больше ориентироваться
на социальные проблемы общества. В экономической
сфере вводятся антимонопольные законы,
увеличиваются налоги на сверхприбыли.
Перераспределение доходов через государственные
органы и благотворительные организации
позволяет уменьшать разрыв в доходах
между наиболее богатыми и наиболее бедными
слоями населения.
Многопартийная политическая система
и отлаженная структура разделения властей
в значительной степени позволяют осуществлять
контроль за деятельностью властных структур.
Отлаженная система выборов предоставляет
возможность участвовать в формировании
властных органов широким слоям населения.
Социальная концепция политической мысли,
выдвинувшая идею создания социального
государства, сумела ответить на целый
ряд актуальных вопросов. Но в ходе дальнейшего
развития общества появляются новые проблемы,
для решения которых необходимы и новые
концепции.
Список литературы.