Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, доклад
Аристотелю принадлежит мысль о том, что основу гражданского общества должны составлять владельцы собственности. Большинство же одним из главных признаков гражданского общества называли широкую – вплоть до самоуправления – демократию, а основную форму связи с государством видели в установлении справедливых законов. Интересны мысли К.Маркса о тождестве гражданского общества и государства: это тождество может существовать в трех возможных вариантах:
1) гражданское общество и государство – две враждебные армии;
2) гражданское общество и государство – две дружеские армии;
3) одна из армий в результате противоборства становится победительницей и распускает другую армию.
Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
Категория “гражданское общество” – одна их самых молодых в политологии. И это, несмотря на то, что мировая обществоведческая мысль давно и достаточно подробно исследовала эту проблему. В политических учениях она или подробно анализировалась, или упоминалась, главным образом, в антитезе “гражданское общество – государство”. Все рассуждения разными путями, но упорно подводили нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, находящееся вне поля зависимости от государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное ему, в каких-то моментах ему противостоящее.
Исходя из того, что гражданское общество есть прежде всего одна из форм объединения людей, одна из форм их общности, будет интересно обратиться к истории становления человеческих сообществ. На заре человечества возникали простейшие, немногочисленные, малоустойчивые объединения людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от врагов, зверей и непогоды.
С ростом производительности общественного труда, с углублением процесса разделения труда – объединения людей становятся все более многочисленными, функционально разнообразными, все более устойчивыми. С появлением частной собственности и классов происходит расслоение некогда всеобщих интересов, появляются интересы отдельных общностей людей.
Одновременно с
Одни из них (Аристотель, Макиавелли,
Гоббс, Гегель), рассматривая связку “гражданское
общество – государство”, отдают предпочтение
в ней государству и
Другие мыслители (Монтескье, Руссо, Маркс, Бакунин) при анализе той же связки считают государство чуждым и временным эпизодом в развитии и становлении гражданского общества. По их мнению идеалом общественного устройства является безгосударственная организация.
Аристотелю принадлежит мысль о том, что основу гражданского общества должны составлять владельцы собственности. Большинство же одним из главных признаков гражданского общества называли широкую – вплоть до самоуправления – демократию, а основную форму связи с государством видели в установлении справедливых законов. Интересны мысли К.Маркса о тождестве гражданского общества и государства: это тождество может существовать в трех возможных вариантах:
1) гражданское общество
и государство – две
2) гражданское общество и государство – две дружеские армии;
3) одна из армий в
результате противоборства
Наша отечественная история дает все три образца таких альтернатив: третий вариант – это сталинская диктатура, когда гражданское общество было распущено и в таком состоянии еле существовало, второй вариант – это то, к чему мы стремимся, а первая альтернатива – это, пожалуй, сегодняшнее состояние связки “гражданское общество – государство”.
Можно сделать вывод о том, что прогресс человечества зависит и всегда зависел от сочетания в нем политического и неполитического.
Другой вывод состоит
в том, что на современном этапе
человеческой цивилизации такого благополучного
(для прогресса) сочетания политического
и неполитического не достигнуто,
сфера неполитического
Информация о работе Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства