Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:48, реферат
Многие идеи начального периода представляют лишь исторический интерес, как выражение ментальности и культуры античного общества. Однако в этот период было высказано немало предположений, составивших затем фундаментальные максимы западной политологии, которые стали содержанием западной политической культуры.
Все это объясняет причину
того, что в Средневековье
В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме. Политическая мысль развивалась усилиями богословов, что отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского общества. Потребности духовного доминирования над людьми требовали единой монотеистической религии. Уже при Константине христианство было признано государственной религией (конец IV в.). Тогда церковь стала составной частью аппарата политического господства, но церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. И все же, христианская политическая мысль стремилась подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Это было обусловлено теоцентричностью христианского мировоззрения, в котором Бог выступает в качестве исходного и конечного пункта человеческих суждений и действий.
Так, Аврелий Августин (354
- 430) утверждал, что природа и человек
полностью зависят от Бога: именно
Он создал универсальный порядок, частью
которого является общество. В то же
время подчеркивалось, что олицетворением
божественной воли и мудрости выступает
государство в лице монарха, которому
предписано реализовать божественный
промысел. На земле власть монарха
абсолютна и наделена моральным
авторитетом и
Однако, начиная с V в., отсутствие в Западной Европе сильной светской власти способствовало росту влияния римских епископов, которые с тех пор присвоили себе титул главы церкви - папы. Ставший в 103 г. папой под именем Григория VII, монах Гильдебрант посвятил свою деятельность тому, чтобы освободить церковь от подчинения светской власти и утвердить папскую теократию - господство папы над королями и императорами, чему должны были способствовать и крестовые походы.
С этого времени претензии католической церкви не только на духовное, но и на политическое господство заметно возросли. Идеологическим обоснованием претензий церкви на политическое господство стали идеи Фомы Аквинского (1226 -1274). Гегемонию религиозной власти он обосновывал божественным характером королевской власти, которую благословляет церковь. Только поэтому власть монарха должна пользоваться авторитетом. Однако при несоблюдении монархом заповедей христианской морали, при злоупотреблении властью Фома Аквинский отстаивал право подданных на неповиновение и даже цареубийство.
Следовательно, светские правители
не должны забывать, что их власть имеет
пределы, указываемые римско-
Формирование централизованных
национальных государств заметно укрепило
могущество королевской власти. Природа
королевской власти, ее авторитет
на Западе, в отличие от Востока,
основывались больше на моральном лидерстве,
на первенстве святейшей особы, чем
на подчинении. Отношения между королем
и аристократией строились на
основе договора (контракта), в котором
оговаривались права и
Договорный характер отношений
между правителями и правящим
классом стал сдерживающим фактором
на пути расширения абсолютистского
централизма, своего рода прототипом ограниченного
конституционализма. Контрактная система
была средством распределения
Потребность в обосновании авторитета и позитивного характера верховной власти монарха была закреплена в политической теории концепцией суверенитета французского юриста Ж. Бодена (1530 - 1596). Смысл концепции состоит в принадлежности всей полноты власти государству в лице короля.
Суверенитет королевской власти позже был подтвержден церковью. Римский папа Лев ХШ провозгласил: «Власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого».
Информация о работе Политическая наука в период Античности и Средневековья