Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:01, реферат
Описание работы
Цель работы – рассмотреть политическую организацию общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность политической системы общества; определить структуру политической системы общества; выявить основные функции политической системы общества.
С возникновением классов и
появлением государства организация общества
приобретает политический характер. Развиваясь
во времени политическая организация
общества принимает новые формы и в развитом
обществе вместе с государством, являющимся
центральным звеном, включает в себя другие
организации, такие как политические партии,
профсоюзы, церковь, а также различные
движения, которые так или иначе связаны
с политикой. Благодаря нормам, политическим
традициям и установкам происходит формирование
системы и обеспечивается её функционирование.
Деятельность учреждений и институтов,
составляющих политическую организацию
общества, включает все общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления
политической власти. В качестве синонима
политической организации общества употребляется
также понятие "политическая система
общества".
Актуальность работы состоит
в том, что политическая система является
довольно сложной подсистемой общества.
Её эффективное функционирование имеет
исключительно важное значение, для жизнеспособности
и нормального развития как общества в
целом, так и составляющих его социальных
групп и индивидов.
Цель работы – рассмотреть
политическую организацию общества.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность
политической системы общества;
определить структуру политической
системы общества;
выявить основные функции политической
системы общества.
1. Понятие и сущность политической
системы общества
Рассматривая политическую
сферу общественной жизни, обычно представляется
совокупность определенных явлений, предметов
и людей, которые ассоциируются с понятием
«политика». К ним относятся политические
партии, государство, политические нормы,
политические институты (такие, как избирательное
право или монархия), символы государства
(флаг, герб, гимн), ценности политической
культуры и т.д. Все эти структурные элементы
политики и составляют политическую систему,
все части которой взаимосвязаны. При
этом, если изменяется хотя бы одна часть,
изменения затрагивают всю систему.
На сегодняшний день особой
актуальностью в политологии является
вопрос о понятии политической системы,
также как и вопрос политической власти.
Не существует единого определения политической
системы. Такое положение вещей можно
объяснить тем, что представления о политике
весьма разнообразны, в соответствии
с чем, все, что связано с политикой также
многообразно1.
В широком смысле слова политическая
система – это устойчивая форма отношений,
с помощью которой осуществляется власть
для данного общества.
Политическая система обладает
4 характеристиками, которые отличают
политическую систему от других социальных
систем2:
она универсальна (охватывает
все общество);
обладает полным контролем
над применением физического и другого
принуждения;
имеет легитимные права на вынесение
обязывающих решений;
ее решения являются авторитетно
– властными.
Политическая система представляет
собой комплекс государственных и негосударственных
институтов, осуществляющих политические
функции, то есть деятельность, связанную
с функционированием государственной
власти.
Политическая система общества
характеризуется:
политической идеологией;
политической культурой;
политическими нормами, традициями
и обычаями.
На сегодняшний день существует
различная классификация политических
систем.
Разделение функционирования
политических систем основывается на
следующих принципах:
способ принятия властных решений;
пределы вмешательства органов
власти в регулирование общественных
отношений.
По способу принятия властных
решений политические системы классифицируются
на демократические и авторитарные политические
системы.
Пределы вмешательства органов
власти в регулирование общественных
отношений также является признаком классификации
политических систем.
Рассматривая социально – экономическую
основу, можно выделить следующие политические
системы:
Тоталитарно-распределительные.
При такой политической системе экономика
находится во власти государства, оно
же и распределяет материальные блага.
Политический режим присущий такой политической
системе — тоталитарный.
Либерально-демократические.
В основе такой политической системы лежит
рыночная экономика, политический режим
- демократический.
Конвергенционные и мобилизационные.
Такой политический режим характеризуется
сочетанием государственного вмешательства
в экономику с рынком. Подобным системам
обычно соответствует режим различной
степени авторитарности. Политическая
система любого общества характеризуется
наличием определённых механизмов, которые
гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность.
Политическая система общества
представляет собой определённую структуру,
элементы которой взаимосвязаны и образуют
устойчивое единство.
Часто это понятие является
синонимом термину «политическая организация
общества». Оба эти понятия характеризуют
взаимосвязанные, стороны политической
жизнедеятельности общества, однако их
нельзя полностью отождествлять. Политическая
система, также как и политическая организация
общества отражает реально существующее
политическое явление и представляет
относительно самостоятельную наилучшую
категорию. Можно сказать, что понятие
«политическая система» шире «политической
организации общества», т.к. политическая
система включает в себя не только организационное
строение политических учреждений, но
и их функционирование, а также политические
взгляды, сознание, мировоззрение, политическую
культуру общества, словом, весь режим
политической жизни в её динамике.
По мнению Т. Парсонса существует
три элемента политической системы: лидерство,
органы власти и регламентация. Д. Истон
выделяет в политической системе вход,
выход и конверсию. У К. Дойч в политической
системе выделяет такие элементы, как
рецепторы и эффекторы, блоки обработки
данных, памяти и ценностей, центр принятия
решений. Г. Алмонд рассматривает политическую
систему как набор взаимодействующих
ролей3.
Рассматривая политическую
систему общества с точки зрения системно-элементного
аспекта системного подхода, основным
признаком которого является выделение
элементного состава, основными элементами
в данном случае являются политические
институты (системно - институциональный
аспект). Если под политикой понимать совокупность
отношений власти и отношений по поводу
власти, в качестве основного качества
политической системы выступает политическая
власть. Поэтому к политическим относят
институты, участвующие в ее реализации
и в отношениях по поводу этой власти.
В этом случае под политической системой
понимается совокупность институтов,
соединенных отношениями, порождающими
политическую власть и приобщающими к
ней каждый из этих институтов.
Главную роль в политической
системе играет государство, которое формирует
организационные рамки всего общества
в целом.
Основой функционирования,
центром политической системы является
политическая власть.
Таким образом, политическая
система общества представляет собой
комплекс учреждений и организаций, деятельность
которых связана с политикой, которая
направлена на осуществление политических
интересов классов, других социальных
групп, а также национальных общностей.
Их политические интересы представляют
собой проявления существующих в обществе
политических отношений и направлены
на решение проблем политической власти:
ее завоевание, осуществление и защиту,
а также на реализацию политических прав
и свобод граждан.
2. Структура политической
системы общества
Под структурой политической
организации понимается способ организации
и взаимосвязь её элементов.
Политическая система общества
включает в себя политические отношения,
политические организации, политические
нормы и политические взгляды и идеи. Можно
выделить пять основных элементов политической
системы (подсистемы)4:
институциональную,
коммуникативную,
нормативную,
культурно-идеологическую,
функциональную.
Организационная (институциональная)
подсистема представляет собой политическую
организацию общества. В ее состав входит
государство, политические партии и движения,
общественные организации и объединения,
трудовые коллективы, группы давления,
профсоюзы, церковь, средства массовой
информации.
Классифицируя по признаку
вовлеченности в политическую жизнь, можно
выделить 3 вида организаций:
а) собственно политические;
б) не собственно политические;
в) неполитические.
Собственно политическими являются
такие организации, которые прямо и непосредственно
осуществляют политическую власть. Главным
видом их деятельности является борьба
за власть. К таким политическим организациям
относятся государство и политические
партии.
Среди собственно политических
организаций центральное место принадлежит
государству. Государство представляет
все гражданское общество, является верховным
в пределах государственных границ и независимостью
вне их.
Огромное значение для современного
общества играют политические партии.
Развитая политическая система характеризуется
наличием политических партий. Политические
партии разрабатывают свои программы
и пытаются собрать вокруг себя большое
количество приверженцев, привнося свою
идеологию в массы.
Политические партии создаются
для достижения власти. Правящая партия,
как правило, участвует в разработке политического
курса страны, оказывает влияние на воздействие
лидеров государства и формирование правительственных
учреждений. Для законодательных, исполнительных
и судебных органов кадры подбираются
в основном из политических партий.
Существующие политические
партии во всем мире различаются по своей
социальной сущности и функциям. Политические
партии могут быть консерваторские, либеральные,
реформаторские; авангардные и парламентские;
представительные и мобилизующие и т.п.
Не собственно политические
организации. Для таких организаций характерно
то, что их деятельность хотя и связана
с осуществлением политической власти,
но это лишь один из аспектов их функционирования.
К таким организациям можно отнести, например,
профсоюзы.
Неполитические организации
имеют довольно специфические функции,
т.к. не участвуют в осуществлении политической
власти. К таким организациям относятся
ДОСААФ, красный крест и т.п.
Культурно - идеологическая
подсистема представляет собой комплекс
политических идей, теорий, взглядов, что
является так называемой политической
культурой, политическим сознанием.
Нормативная подсистема включает
в себя социально-политические и правовые
нормы, регулирующие политическую жизнь
общества и процесс осуществления политической
власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
Наиболее важными в этой подсистеме являются
нормативно – правовые акты.
Коммуникативная подсистема
представляет собой формы взаимодействия
между элементами системы (классами, социальными
группами, нациями, индивидами) по поводу
их участия в политической власти, а также
между политической системой и обществом.
Функциональная подсистема
определяется формами и направлениями
политической деятельности, а также различными
методами осуществления власти.
Таким образом, для того, чтобы
политическая система была эффективной,
необходимо с относительно высокой степенью
разделить полномочия между структурными
компонентами по функциональному признаку.
3. Функции политической
системы
В соответствии с поставленными
задачами и целями политическая система
осуществляет свое функционирование.
Основные направления деятельности
политической системы образуют в своей
совокупности ее функции, которые определяют
структуру, институты и процесс действия
системы.
Функции политической системы
нельзя рассматривать как совокупность
функций ее компонентов.
Функции, выполняемые институтами
политической системы различны по своей
сути. Сама же политическая система имеет
собственные функции, которые могут изменяться
в зависимости от деятельности ее подсистем
и их элементов. Функции политической
системы взаимосвязаны.
Рассматривая общество в целом,
политическая система является управленческой
системой. Политическая система в данном
случае руководит обществом и управляет
общественными делами. Управление осуществляется
как специализированными государственными
органами, учреждениями, так и негосударственными
политическими институтами.
Исходя из назначения политической
системы в целом и ее основных подсистем,
обобщая имеющиеся точки зрения, можно
выделить следующие основные функции
политической системы5:
Политическое руководство и
управление обществом. Суть данной функции состоит в том, что политической системой устанавливаются
и осуществляются конкретные формы и методы
властвования — демократические и антидемократические,
насильственные и ненасильственные и т.
п.
Регулирование общественных
отношений в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Политическая система, являясь управляющей, включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов.
Извлечение ресурсов из внешней
среды, необходимых для достижения поставленных целей и задач. Для достижения некоторых целей и задач, необходима большая организаторская работа, людские,
материальные и духовные ресурсы, что
подчас является труднодостижимым.
Выявление и представительство
интересов различных субъектов политических
отношений.
Удовлетворение интересов различных
субъектов политических отношений посредством
распределения материальных и духовных
ценностей в соответствии с теми или иными
идеалами конкретного общества. Суть данной функции в том, что в сфере распределения сталкиваются
интересы разнообразных общностей
людей.
Интеграция общества, создание
необходимых условий для взаимодействия
различных элементов его структуры. Политическая система объединяет различные политические
силы, и тем самым пытается сглаживать, снимать
неизбежно возникающие в обществе противоречия,
преодолевать конфликты, устранять различные столкновения интересов.
Политическая социализация. Именно политической социализацией формируется политическое сознание человека и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности.
Легитимация политической власти. Суть данной функции проявляется
в том, что благодаря этому достигается определённая степень соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.