Политическая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)
1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.
1.2. Вторая Республика
1.3. Вторая империя.
Глава 2. Политические институты и конституционное право Франции.
2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
2.2. Политическая система Франции
2.3. Конституция Франции 1958 г.
2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.
2.5. Референдум
2.6. Правовое положение личности
2.7. Центральные органы государственной власти
2.8. Региональное и местное самоуправление
2.9. Судебная система Франции
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая система Франции.docx

— 90.42 Кб (Скачать файл)

Они рассматриваются  как представители всей нации  и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата, который в соответствии со статьей 27 Конституции является недействительным.

Для того, чтобы сделать окончательный вывод о полномочиях Парламента, достаточно ознакомиться с перечнем законодательных актов, которые им принимаются (эти законы перечислены в статье 34 конституции). Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению исполнительных органов власти.

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный совет и Государственный совет.

Конституционность актов, исходящих от государственных  органов, рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным  советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает  жалобы, связанные с правильностью  избрания членов Парламента, вопросы  неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

Конституционный совет  обладает широкой компетенцией относительно выборов Президента (участвует в  подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный  совет рассматривает жалобы, участвует  при введении в стране чрезвычайного  положения (статья 16 Конституции) наблюдает  за проведением референдума и  объявляет его результаты,

Основная же функция  Конституционного совета - рассмотрение соответствия законодательных и  иных нормативных актов Конституции  страны, а также контроль за соответствием международных договоров Основному закону.

Кроме того, на Конституционный  совет возложены обязанности  по разрешению споров о распределении  компетенции между законодательной  и исполнительной властью.

Конституционный совет  выносит решения на основе статьи 41 Конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не входит в область законодательства или противоречат 'полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т.е. в  порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.

В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует  Правительство и министров по юридическим вопросам.

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

2.8. Региональное и местное самоуправление

Вся система местных  органов Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Они представлены коммунами) департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления  Франции являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.

Самой крупной единицей в административном делении Франции  является регион. Регионы имеются и в заморских территориях. Образование регионов вызывалось необходимостью преодоления препятствий в экономическом и социальном развитии вследствие существовавших узких административно-территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали . способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Французское местное  и региональное управление строится на основе сочетания управления и  самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и ценностей".

В Париже государство  представлено двумя должностными лицами - Комиссаром Республики и Префектом  полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и департамент, а его  органом является Совет Парижа.

2.9. Судебная система Франции

Судебная система  Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".

Как уже указывалось  выше, Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается  органическим законом". "Судьи  несменяемы".

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием  и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.

Судебная система  Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды низших звеньев на три года). Трибунал малой инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибунал большой  инстанции приходится один на департамент (в больших департаментах их бывает несколько).

Эти трибуналы делятся  на палаты: по гражданским делам  и исправительный суд.

Апелляционный суд  всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским  и социальным делам. Имеется также  палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в  отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии  и т.д.). Есть также палата жандармерии  по делам несовершеннолетних.

В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три члена, а  его председатель обязательно является членом Апелляционного суда. Кроме  судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам избирателей.

Во Франции действуют  судебные органы специального назначения: торговые суды, военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и  др.).

На вершине судебной системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура  представлена прокурорами при судах  разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при  апелляционном суде. Прокуратура  при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя  и заместителей. Все прокуроры  подчинены министру юстиции.

Заключение

Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформацию политической системы из авторитарного президентского правления, так сказать, президентской "монархии", в демократическую президентскую республику с более сильным влиянием различных политических течений на жизнь страны.

Также можно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституции всех авторитарных начал, развитие политической системы привело  к увеличению фактической роли парламента и оппозиционных президенту партий.

Можно предположить, что дальнейшее развитие политической системы будет в большей степени  связано с развитием общеевропейских  политических тенденций и с созданием  общего европейского "Дома", одной  из составных частей которой будет  являться Франция со своей демократической  структурой.

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский  престол старшего представителя  “легитимной” (законной) династии —  Людовика XVIII.

В 1824 году его место  занял Карл Х (Артуа) — признанный глава французской реакции. При нем еще более сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний.

Ответом на эту  политику было июльское восстание 1830 года. После кровопролитных уличных боев Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом  финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского, находившегося  в родстве с “легитимной” династией.

В 40-х годах XIX века Франция делает заметные успехи в  промышленном развитии. На место мануфактуры  и кустарной промышленности становится капиталистическая фабрика. Наступает эпоха крупного машинного производства.

Промышленная буржуазия  больше не желает терпеть политическую монополию финансовой аристократии.

Два бедствия, соединившиеся  в 1847 году, довели всеобщее недовольство до революции: первым бедствием был  неурожай, вторым — мировой торговый и промышленный кризис.

В результате в  феврале, а затем и в июне 1848 года Франция претерпела ещё две  революции.

Конституция 1848 года объявляла Францию республикой.

Самым существенным из новшеств было узаконение всеобщего  мужского избирательного права и  разделение властей на законодательную и исполнительную.

Конституция поручает издание законов Национальному собранию, исполнительную власть — президенту республики.

Для выборов Национального  собрания и президента республики был  определен один тот же порядок: всеобщее голосование — плебисцит.

В декабре 1848 года президентом Франции был избран Луи Наполеон.

Утром 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что “именем французского народа” президент республики распускает Национальное собрание.

Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом, декретировалась диктатура одного лица.

В ноябре 1852 года Наполеон устраняет противоречие между титулом и властью. Сначала сенат, а затем плебисцит провозглашают его императором Франции под именем Наполеона Ш.

Реальная власть оказалась в руках финансовой и промышленной буржуазии.

Вторая империя  просуществовала до 1870 года.

18 марта 1871 года  пролетариат Парижа восстал после  шестимесячной осады города прусскими  войсками, измученный голодом и  безработицей. Организованный в  Национальную гвардию пролетариат  провозгласил Коммуну, в которой  видел осуществление принципов  той “социальной республики”,  за которую он тщетно боролся  в 1848 году.

Подводя итоги изменений  в политической системе Франции  в каждом десятилетии со времен основания Пятой республики, можно выделить следующие характеристики.

Информация о работе Политическая система Франции