Политическая система ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 01:43, реферат

Описание работы

Германия — демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально - слабых.

Файлы: 1 файл

Политология. Реферат. Политическая Система ФРГ.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чебоксарский филиал

 

Кафедра публичного администрирования

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему

«Политическая система ФРГ»

 

 

Направление: Управление и экономика

Выполнил: студент группы 10 – Г – 11

очной формы обучения

Иванова Виктория Владиславовна.

Научный руководитель: к.и.н., Павлов В.А.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Введение

 

Германия — демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально - слабых.

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе четко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе — разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Германия считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли — это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы — ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).

Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, гарантированное Основным законом.

Наиболее крупные города: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Эссен, Штутгарт, Дортмунд, Дюссельдорф.

Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении политической системы Германии, так как она является одним из наиболее развитых государств и имеет стабильную политическую систему.

Цель написания реферата - осветить политическое устройство Германии, рассмотреть принципы организации власти.

Задачи:

- выяснить, кто является главой государства ФРГ, а также другие высшие органы власти;

- рассмотреть деятельность  Федерального Правительства;

- определить структуру  и организацию судебной власти  ФРГ.

В работе была использована Конституция Германии, справка о Бундестаге, а также учебная литература таких авторов, как Ватлин А.Ю, Павлов Н.В и Патрушев А.И.

 

ГЛАВА 1. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

 

Глава государства — федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Федеральным президентом  Германии на данный момент является Иоахим Гаук (с 18 марта 2012).

Германский парламент

Бундестаг

 

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства — германский бундестаг. Бундестаг ФРГ - германский парламент. Деятельность бундестага регламентируется статьями Основного закона (Конституции) ФРГ, принятого 23 мая 1949 г. Согласно Конституции, бундестаг принимает законы, ратифицирует международные договоры, избирает федерального канцлера и федеральных судей, контролирует деятельность кабинета министров, утверждает федеральный бюджет, выносит решения об объявлении состояния обороны.

Бундестаг избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет. Право быть избранным имеет лицо, являющееся германским гражданином не менее года и достигшее на день выборов совершеннолетия (18 лет).

При выборах в бундестаг каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос он отдает за кандидата по своему избирательному округу по относительной мажоритарной системе (прямой мандат). Второй голос отдается за партийный список, составленный в каждой земле.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам или проведшие как минимум трех депутатов по избирательным округам. В бундестаге 16-го созыва по итогам всеобщих досрочных выборов 18 сентября 2005 г. голоса избирателей и мандаты распределились следующим образом:

ХДС/ХСС - 35,2 % (226 мандатов)

СДПГ - 34,2 (222 мандат)

СвДП - 9,8 (61 мандатов)

"Союз 90/Зеленые" - 8,1 (51 мандатов)

Левая партия – ПДС (партия демократического социализма) - 8,7 (54 мандата)

В составе бундестага 16-го созыва сейчас всего 614 депутатов.

Представленные в бундестаге партии создают парламентские фракции. Фракция может быть образована группой депутатов, насчитывающей не менее 5% от общей численности бундестага. Каждая фракция бундестага избирает правление: председателя, его заместителей, а также оргсекретарей. Председателями фракций в бундестаге в настоящее время являются: Фолькер Каудер (ХДС/ХСС), Петер Штрук (СДПГ), Гидо Вестервелле (СвДП), Грегор Гизи и Оскар Лафонтен (Левая партия. ПДС), Ренате Кюнаст («Союз-90/Зеленые»).

Президент бундестага и вице-президенты избираются по предложению парламентских фракций на первом пленарном заседании бундестага. По традиции президент избирается из числа депутатов крупнейшей фракции. Президентом бундестага 16-го созыва является Норберт Ламмерт (ХДС/ХСС), вице-президенты - Герда Хассельфельд (ХСС), Вольфганг Тирзе (СДПГ), Сюзанне Кастнер (СДПГ), Херман Отто Зольмс (СвДП), Катрин Гёринг-Эккардт ("Союз 90/Зеленые"), Петра Пау ("Ди Линке"). Вместе они образуют президиум бундестага.

Директор бундестага (впервые назначен 5 ноября 2002 г.) - Вольфганг Цей.

Президент бундестага в соответствии с регламентом созывает сессии, ведет пленарные заседания. Он имеет совещательный голос во всех комитетах бундестага. Кроме того, Президент представляет бундестаг в зарубежных связях и по протоколу является вторым лицом в стране после Федерального президента. Он также возглавляет Федеральное собрание, созываемое для выбора Президента страны.

Правом законодательной инициативы в ФРГ обладают федеральное правительство, бундесрат, фракции бундестага, а также отдельные группы депутатов.

Для разработки законопроектов в бундестаге создаются постоянные комитеты. В бундестаге 16-го созыва 22 постоянных комитета. Тремя наиболее важными являются: финансовый (председатель - Эдуард Освальд (ХСС)), внешнеполитический (Рупрехт Поленц (ХДС)), по вопросам обороны (Ульрике Мертен (СДПГ)). Комитеты изучают представленные в бундестаг законопроекты и дают по ним заключения. При необходимости в целях более детального обсуждения какого-либо вопроса могут создаваться спецкомитеты, а в рамках комитетов бундестага - подкомитеты. Члены финансового комитета участвуют в обсуждении законопроектов во всех других комитетах. Законопроекты, затрагивающие компетенцию федеральных земель, нуждаются в одобрении бундесрата.

Для более тщательного изучения депутатами вносимых на обсуждение в бундестаг вопросов проводятся «слушания» с участием специалистов и представителей заинтересованных сторон, имеют место «большие» и «малые» запросы в адрес правительства. На регулярных встречах депутатов с представителями правительства (т.н. «час вопросов» или «актуальный час») члены бундестага имеют возможность выяснить мнение членов кабинета по отдельным актуальным проблемам.

Последнее из нововведений в этой области состоит в организации опроса мнений членов правительства после заседания кабинета, когда депутаты в течение получаса имеют право задавать вопросы по повестке дня состоявшегося заседания правительства.

Допускается совмещение постов члена бундестага и правительства.

 

Партийная система ФРГ

 

ФРГ - пионер в правовом регулировании положения политических партий. Основы правового статуса ПП, их организационные принципы и задачи урегулированы не только ОЗ (ст. 21), существует специальный Закон о партиях от 24 июля 1967 года.

Конституционный закон рассматривает ПП как инструмент формирования политической воли народа. Подчеркивается большая роль ПП в демократическом государстве. Однако ПП не превращаются в квазигосударственные учреждения и возводятся в ранг конституционных органов государства. Согласно господствующему в ФРГ мнению ПП являются свободными общественными объединениями, преследующие политические цели.

В 1966 году ФКС подтвердил, что ПП являются общественными объединениями, было проведено четкое различие между формированием волей народа на выборах, которое партии осуществляют в свободной от влияния государства сфере общества и формированием воли государства, которое осуществляется через его конституционные органы. Партии подбирают и выдвигают кандидатов на соответствующие официальные посты. Выборы - то средство, когда политическая воля народа трансформируется в волю государства.

По Конституции предусмотрена возможность запрета ПП, подрывающих демократический строй. Возможность запрета гарантирована ФКС. Два раза в истории ФРГ запрещались ПП:

1952 год - неонацистская Социалистическая  имперская партия (СИП),

1956 год - компартия.

Но в общественном мнении отношение к запрету партий неоднозначно. Указывается, в частности, на то, что запрет ПП неэффективен, поскольку сторонники ПП загоняются в подполье, и, следовательно, затрудняется их преследование.

ПП осуществляют свою деятельность на общественных началах. Финансирование ПП ведется за счет государственных средств. 5 марок с каждого, имеющего право голоса,  гражданина. Эти средства идут на возмещение ПП их расходов на избирательную кампанию. ФКС запрещает использование этих средств на иные цели. ПП публикуют отчет о происхождении своих финансовых средств, он ежегодно направляется председателю Бундестага и публикуется.

Внутренняя структура  ПП должна отвечать предписаниям ОЗ. Ст. 21 К - внутренняя структура ПП должна соответствовать демократическим принципам. В Законе о партиях определено, что руководящие органы ПП должны быть избираемыми на внутрипартийных выборах,  споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды.

Партии могут создаваться свободно. Партия должна иметь четкое наименование, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.

В Германии - многопартийная система. Существует более 100 партий, но реальный политический вес имеют не более 10ти. За 50-летнюю историю ФРГ партийная система претерпела определенные изменения. К 1961 году число партий сократилось до 3. С 1961 по 1983 гг. Ведущие партии - ХДС-ХСС и СДПГ по очереди возглавляли правительство, но они не могли обходиться без маленькой третьей партии - СвДП. В 80-ые годы стабильная партийная система начала рушиться. Дальнейшие изменения были связаны с воссоединением Германии. ХДС-ХСС и СДПГ остаются ведущими партиями, но число партий, представленных в парламенте, возросло до 5. С 1981 года появляется партия «зеленых», с воссоединением Германии - ПДС.

ХДС возникла после 11-й мировой войны как объединение католика-клерикальных, консервативных и праволиберальных течений; как партия, чья стратегия станет базироваться на клерикальном социальном учении. Первоначально она трактовала себя как социальную, либеральную и консервативную народную партию, обращающуюся ко всем слоям населения, как партию, чья политика основывается на христианском понимании человека и его ответственности перед Богом. Она выступала за "социальную рыночную экономику", за базирующуюся на неолиберальных теориях более непрямую форму экономического регулирования, обеспечивающую широкую свободу предпринимательства. Ныне ХДС выступает за экологически ориентированную рыночную экономику, за свое превращение в партию "центра", которая не могла бы колебаться ни вправо, ни влево. Численность ХДС - около 658 тыс. членов".

Информация о работе Политическая система ФРГ