Политическая система общества,
ее структура.
Под политической системой общества
понимают совокупность различных
политических институтов, социально-политических
общностей, форм взаимодействий
и взаимоотношений между ними,
в которых реализуется политическая
власть. Функции политической системы
общества разнообразны:
1) определение целей, задач, путей
развития общества;
2) организация деятельности общества
по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и
духовных ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов
субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в
общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и
безопасности общества;
7) политическая социализация личности,
приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических
и иных норм поведения, пресечение
попыток их нарушения.
Основанием классификации политических
систем выступает, как правило,
политический режим, характер и способ
взаимодействия власти, личности и общества.
По этому критерию все политические системы
могут быть разделены на тоталитарные,
авторитарные и демократические.
Политическая наука выделяет
четыре основных элемента политической
системы, называемых также подсистемами:
1) институциональную, 2) коммуникативную,
3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме
относятся политические организации
(институты), среди которых особое
место занимает государство. Из негосударственных
организаций большую роль в политической
жизни общества играют политические партии
и общественно-политические движения.
Все политические институты можно условно
разделить на три группы. К собственно
политическим относятся организации,
непосредственной целью существования
которых является осуществление власти
или воздействие на нее (государство, политические
партии и общественно-политические движения).
Ко второй группе — несобственно-политических
— относятся организации, осуществляющие
свою деятельность в экономической, социальной,
культурной сферах жизни общества (профсоюзы,
религиозные и кооперативные организации
и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных
политических задач, не участвуют в борьбе
за власть. Но их цели не могут быть достигнуты
вне политической системы, а поэтому подобные
организации должны участвовать в политической
жизни общества, отстаивая свои корпоративные
интересы, добиваясь их учета и реализации
в политике. Наконец, к третьей группе
относятся организации, имеющие в своей
деятельности лишь незначительный политический
аспект. Они возникают и функционируют
для реализации личных интересов и склонностей
какого-либо слоя людей (клубы по интересам,
спортивные общества). Политический оттенок
они приобретают как объекты воздействия
со стороны государства и других собственно
политических институтов. Сами же они
не являются активными субъектами политических
отношений.
Коммуникативная подсистема
политической системы общества
— это совокупность отношений
и форм взаимодействия, складывающихся
между классами, социальными группами,
нациями, индивидами по поводу их участия
в осуществлении власти, выработке и проведении
политики. Политические отношения являются
результатом многочисленных и разнообразных
связей субъектов политики в процессе
политической деятельности. Вступать
в них людей и политические институты
побуждают их собственные политические
интересы и потребности. Выделяют первичные
и вторичные (производные) политические
отношения. К первым относятся различные
формы взаимодействия между социальными
группами (классами, нациями, сословиями
и др.), а также внутри них, ко вторым —
отношения между государствами, партиями,
другими политическими институтами, отражающими
в своей деятельности интересы определенных
социальных слоев или всего общества.
Политические отношения
строятся на основе определенных
правил (норм). Политические нормы
и традиции, определяющие и регулирующие
политическую жизнь общества, составляют
нормативную подсистему политической
системы общества. Наиболее важную
роль играют в ней правовые нормы (конституции,
законы, другие нормативно-правовые акты).
Деятельность партий и других общественных
организаций регламентируется их уставными
и программными нормами. Во многих странах
(особенно в Англии и ее бывших колониях)
наряду с писаными политическими нормами
большое значение имеют неписаные обычаи
и традиции. Еще одну группу политических
норм представляют этико-моральные нормы,
в которых закреплены представления всего
общества или его отдельных слоев о добре
и зле, правде, справедливости. Современное
общество приблизилось к осознанию необходимости
возврата в политику таких нравственных
ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема
политической системы представляет
собой совокупность различных по своему
содержанию политических идей, взглядов,
представлений, чувств участников политической
жизни. Политическое сознание субъектов
политического процесса функционирует
на двух уровнях: теоретическом (политическая
идеология) и эмпирическом (политическая
психология). К формам проявления политической
идеологии относятся взгляды, лозунги,
идеи, концепции, теории, а к политической
психологии — чувства, эмоции, настроения,
предрассудки, традиции. Но в политической
жизни общества они равноправны. В идеологической
подсистеме особое место занимает политическая
культура, понимаемая как комплекс типичных
для данного общества укоренившихся образцов
(стереотипов) поведения, ценностных ориентации
политических представлений. Политическая
культура — это передаваемый из поколения
в поколение опыт политической деятельности,
в котором соединены знания, убеждения
и модели поведения человека и социальных
групп. Основные направления реформы политической
системы в нашей стране определены Конституцией
Российской Федерации, принятой на референдуме
12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше
государство демократическим федеративным
правовым с республиканской формой правления
(ст. 1). Носителем суверенитета и единственным
источником власти в России является народ,
осуществляющий свою волю непосредственно
(через выборы и референдум), через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления (ст. 2). В России свободными
выборами, в которых участвуют все граждане
с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными
и содержащихся в местах лишения свободы
по приговору суда), избирается Президент,
депутаты Государственной Думы, члены
высших законодательных органов и главы
высших органов исполнительной власти
субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, главы городских и районных
администраций. В Конституции нашего государства
закреплены и гарантированы фундаментальные
права и свободы человека. Основами конституционного
строя объявляются политический и идеологический
плюрализм, многообразие и равноправие
различных форм собственности, разделение
властей. Но реальное формирование демократического
режима в России только началось.