Политическая система общества и её элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Политическая власть реализуется через конкретную политическую систему. Под политической системой общества понимается система политических институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и функций избирательного права, общественного мнения, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее.

Файлы: 1 файл

Политическая с-ма общества.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

УО ”Полоцкий государственный  университет”

 

 

Инженерно-строительный факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

          

 

Реферат

по  дисциплине «Основы права»

 

Тема: «Политическая система  общества и её элементы»

         

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса  группы 09-УН

                 Абраменко В.С.

 

 

Проверил:

                 Фомина О.П.

 

 

 

 

 

Новополоцк 2012

Политическая  система общества:

  1. Понятие политической системы и структура политической системы
  2. Типы политических систем
  3. Политическая система Беларуси

 

1. Политическая власть  реализуется через конкретную  политическую систему. Под политической  системой общества понимается  система политических институтов  и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных  и правовых норм и функций  избирательного права, общественного  мнения, с помощью которых осуществляется  власть или оказывается влияние  на нее. В структуру политической  системы общества входит следующее:

1) политические структуры  и общественные организации

2) политико-правовые нормы

3) политические отношения

4) политическое сознание

5) политическая культура

6) избирательная система

Основой политической системы  общества является совокупность конкретных институтов и организаций, таких  как государство, политические партии, другие общественные организации, формальные и неформальные группы, церковь.

Под институтом политической системы понимается учреждение, обладающее властью в обществе. Характерной  чертой политических институтов является то, что они создаются определенными  общественными слоями и выражают их волю.

Классификация политических институтов:

  1. по характеру цели: институты законодательной, исполнительной и судебной власти
  2. по удельному весу и значимости политической деятельности политические институты подразделяются на:
  • собственнополитические (осуществляют политическую власть)
  • общесвеннополитические (в рамках общественных организаций)
  1. по характеру деятельности:
    • формальные (деятельность регламентируется конкретными правовыми нормами, зафиксированными в законодательных актах)
    • неформальные (действуют в рамках моральных норм, традиций, обычаев)

Исторически первым и главным  политическим институтом является государство.

Политическая система  общества призвана выполнять ряд  функций:

  1. политическое целеполагание – определение целей и задач общества, разработка программы его деятельности
  2. властно-политическая интеграция общества – интеграция субъектов политики вокруг общих социально-политических целей и ценностей
    • регулирование режима социально-политической деятельности в обществе – разработка и принятие законов, контроль за их исполнением, урегулирование
    • функция обеспечения целостного руководящего действия на общественные процессы (мобилизация, использование ресурсов общества, руководство сферами общества)
    • политическая социализация личности – приобщение членов общества к политической деятельности
    • функции артикуляции интересов – формирование своих требований и предъявление их тем, кто вырабатывает политические режимы
    • функции агрегации интересов – обобщение и согласование требований и превращение их в политическую программу
    • политические коммуникации – обеспечивать взаимодействиями между всеми элементами политической системы общества
    • функция легитимизации – достижение соответствия реальной политической жизни официальными политическими и правовыми нормами

 

2. Типология политической системы:

1) по характеру способа  производства

2) по типу формации

  • рабовладельческая
  • феодальная
  • буржуазная
  • коммунистическая
  1. по суверену (носителю власти)
  • монархическая
  • парламентская
  • президентская
  1. по способу функционирования госвласти и методов организации политической жизни выделяют 3 политические системы:
  • авторитарная
  • тоталитарная
  • демократическая
  • трансформационная (переходного типа)
  1. по типам политической инфраструктуры
  • многопартийная
  • двухпартийная
  • однопартийная
  1. по характеру взаимоотношений с окружающей средой выделяют открытую и закрытую политические системы
  1. по степени централизации власти
  • централизованная
  • децентрализованная

 

3. Политическая система Республики Беларусь, как самостоятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.

Для политической системы  советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство  вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая  выполняла функции государства  в государстве, срослась с государственным  аппаратом и тем самым подавляла  политическую активность других компонентов  политической системы, отчуждала народ  от власти. Вся политическая система  была подчинена одной марксистско-ленинской  идеологии, идеям строительства  социализма и коммунизма в ущерб  реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических  прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось  жестокими методами – массовыми  репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.

Политической системе  Беларуси советского периода было присуще:

- отсутствие реального  разделения властей, все вопросы  решались одной партией;

- институты представительной  власти (парламент, Советы) носили  формальный характер, выполняли  функции статистов, по принципу  “одобрямс”;

- главную роль в организации  и управлении играл партийно-государственный  аппарат, а не избираемые народом  органы власти;

- демократические выборы, как институт формирования органов  власти, отсутствовали, подменялись  голосованием за единственного  кандидата, определенного КПСС  – КПБ;

- отсутствие политического  плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой  информации и т.д.;

- права граждан, закрепленные  в Конституциях, носили формальный  характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на  получение информации и многое  другое), отсутствовал механизм их  реализации;

- отсутствие Конституционного  надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;

- отсутствие внутрипартийной,  профсоюзной, комсомольской и  т.д. демократии, все вопросы решались  центральными органами и многое  другое.

Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской  политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.

Приход к власти Горбачева  М.С. в 1985 г. и в особенности, решения  ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.

В Беларуси ускорению этого  процесса способствовало обретение  нашей республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты  политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы  и расширены полномочия парламента и т.д.

Созданы условия для более  полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе  и выходе политической системы. Этому  содействовали – принятие новой  Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.

Конституция провозглашает  Республику Беларусь унитарным демократическим  социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней  осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.

Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в  рамках Конституции и законов  Республики Беларусь, содействуют выявлению  и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в  выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.

В республике устанавливается  принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более  демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие  о демократизации политической системы, ее модернизации.

Вместе с отмеченными  положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем, трудностей, многие социальные проблемы обострились, приобрели конфликтный характер, возникли новые. К их числу следует  отнести необходимость более  четкого разделения властей, повышения  роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в  систему власти, создания более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности  государства, создание условий для  дальнейшего развития демократии. Эта  цель должна достигаться наряду с  созданием достойного уровня жизни  каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.

Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации  функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы  и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование  политической системы связано с  повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению  экономического и социального развития регионов.

Осуществление обозначенных вопросов приведут к образованию  нового динамического типа политической системы, качественно новой системы  с более свободными отношениями  между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами. Совершенствование политической системы Республики Беларусь продолжается.


Информация о работе Политическая система общества и её элементы