Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Содержание работы

Введение. Политическая система общества 3
Понятие государства 6
Понятие власти 9
Виды власти 12
Политика 13
Политика и право 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Алексей пол.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе.

Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и вне его.

Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной, судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением, обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.; политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то, что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и нежелательных последствий.

Виды власти

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  1. по тому, в чьих руках власть;
  2. по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия ( власть одного человека ), аристократия ( власть в руках немногих “лучших” ), полития ( власть большинства из средних в имущественном отношении людей ).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана ),олигархия ( у власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) над властью)).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось  вплоть  до  конца  1868  года,  а  со времен     Великой

французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Политика

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания ,удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная.

Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

Политика и право

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей  действующего права .

Основы правового статуса  личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом : Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности:

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина . Об этом  говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф.,  посвященная  правам и свободам  человека и гражданина , включает  48 статей (с 17 по 64).

Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила  М.П.Карева , приняв за основу важнейшие  сферы деятельности человека . Ее классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы , предложенные М.П.Каревой, выработала систему основных прав и свобод , куда вошли :

1)социально-экономические права  и свободы  граждан ;

2) политические права и свободы граждан ;

3) личные  права и свободы граждан.

Наиболее подробно данная  проблема  исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием  приведенной  классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав , свобод и обязанностей :

1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни ;

2) права и обязанности  граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни ;

3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.

Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка , но и те приоритеты , которых придерживается Конституция в их последовательном  расположении .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Воеводин Л.Д. Юридический  статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2002.

2. Карева М.П. Общая теория  государства и права. М., 1999.

3. Малько  А.В. Теория государства  и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

 

 


 



Информация о работе Политическая система общества