Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
«ФинансовЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве
Российской
Федерации»
(Финансовый университет)
Краснодарский филиал
Кафедра «Философия,
история и право»
По дисциплине: «Политология»
На тему:
14. Политическая система общества
Студентка:
Гомцян Елена Александровна
Факультет :
Менеджмента и маркетинга
Специальность:
Бакалавр менеджмента
Курс: 2
Личное дело
: 100.13/120047
Проверила :_____________ Бершадская О.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1).Введение…………………………………………………
2). Понятие «политическая система общества»,
ее структура и функции………………………………………………………….
3).Типологии политических систем……………………………….
4). Перечислите и охарактеризуйте основные
параметры, по которым сегодняшняя российская
политическая система принципиально отличается
от бывшей советской (образца 60-80-х гг.
XX в.)……………………………………...
5).Заключение……………………………………………………………..
6).Список использованной литературы………………………………….
Введение
Всякое классовое общество политически
оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий
его нормальное функционирование в качестве
единого социального организма. Этот механизм
именуется политической системой.
Понятие политической системы является
одним из основных в политологии. Его использование
позволяет выделить политическую жизнь
из остальной части жизни общества, которую
можно считать "окружением" или "окружающей
средой", и одновременно установить
наличие некоторых связей между ними.
Понятие «политическая система
общества», ее структура и функции.
Данное понятие — одно из важнейших в
политологии. Оно сравнительно ново, введено
в научный оборот в 50-60-е годы XX в. Смысл
понятия «система» заимствован из биологии
(Л. Фон Берталанфи) и означает наличие
некой целостности взаимодействующих
между собой и с внешней средой элементов.
Развитие системы обусловливается изменением
элементов, а также другими внутренними
и внешними факторами.
Теория политической системы связана
в первую очередь с именами американских
социологов и политологов. Социолог Толтт
Парсонс (1902—1979), автор книги «Социальная
система (1952 г.), анализирует общество как
взаимодействие подсистем (политической,
экономической, социальной и духовной),
выполняющих соответствующие функции.
Д. Истон, основоположник системного
подхода в политологии, в работах «Политическая
система» (1953 г.) и «Системный анализ для
политической жизни» (1965 г.) рассматривает
политическую систему как механизм формирования
и функционирования власти для распределения
ресурсов и ценностей общества. При этом
функционирование политической системы
должно убеждать граждан в справедливости
такого распределения и предотвращать
возникновение по этому поводу конфликтов
между членами общества. Системе необходимо
адекватно реагировать на внутреннее
и внешнее воздействия.
Устойчивость политической системы,
по мнению Д.Истона во многом определяется
обратной связью. Наличие информации о
состоянии системы и реакции людей на
деятельность властей должны побуждать
последние к соответствующим действиям.
Поддержка обществом политической системы
и, в конечном счете, ее жизнеспособность
напрямую зависят от способности властей
реагировать на внешние и внутренние сигналы,
снимать напряженность в обществе.
Американский политолог, пионер в исследовании
политической культуры, профессор Стенфордского
университета Гебриел Алмонд характеризует
политическую систему как поддерживающую
порядок в обществе. Все ее институты выступают
как взаимодействующие элементы, обеспечивающие
удовлетворение потребностей системы
через выполняемые ее элементами функции.
При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет
не институтам политической системы, а
выполняемым системой функциям, в первую
очередь взаимодействию с внешней средой,
взаимосвязи внутри системы, а также функциям
адаптации и сохранения системы. В отечественной
литературе политическую систему общества
нередко определяют как совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
государственных и общественных институтов,
осуществляющих политическую власть в
обществе, а также отношения между ними
по поводу власти. По сути она есть механизм,
с помощью которого осуществляются власть
в обществе, руководство и управление
им. Деятельность политической системы
общества направлена на регулирование
существующих в обществе политических
отношений и происходящих в нем политических
процессов.
Структура политической системы |
Институциональная подсистема |
Идеологическая подсистема |
Нормативна
подсистема |
Культурная подсистема |
Совокупность институтов связанных с
функционированием политической власти:
государство, политическая инфраструктура,
СМИ, церковь. |
Политические идеи, взгляды, представления,
чувства участников политической жизни
общества. |
Политические нормы и традиции, определяющие
и регулирующие политическую жизнь общества. |
Комплекс типичных для данного общества
укоренившихся стереотипов, политических
представлений, ценностных ориентаций. |
К элементам политической системы общества
относят государство, политические партии,
общественные объединения, союзы, группы
давления, церковь, средства массовой
информации и другие институты общества,
способствующие формированию власти и
нуждающиеся в ее поддержке для реализации
своих интересов.
Первым и главным институтом политической
системы общества стало государство —
в отличие от других ее элементов наиболее
влиятельный субъект осуществления власти.
Поэтому государство по праву считается
ядром политической системы любого общества.
Другим важным институтом политической
системы общества являются политические
партии, представляющие интересы различных
классов и социальных общностей. Они появились
значительно позднее возникновения государства.
Параллельно с развитием партий стали
формироваться общественно-политические
движения, различные лоббистские группы.
Во многих современных обществах значительное
влияние на государственную власть оказывает
также церковь.
По времени появления в политической
системе общества одним из самых молодых
ее элементов можно считать средства массовой
информации. Они оказывают весьма существенное
влияние на развитие и функционирование
современного общества и его политической
системы. Это касается прессы и особенно
радио и телевидения.
В силу диалектического характера существования
мира, общества и самой политической системы
все ее элементы, или политические институты,
тесно взаимосвязаны. Так, государство
осуществляет все важнейшие функции управления
обществом.
Функции политической системы:
1. определение целей, задач общества,
выработка программ его жизнедеятельности;
2. мобилизация ресурсов общества на достижение
поставленных целей;
3. интеграция всех элементов общества
вокруг общих социально-политических
целей и ценностей;
4. обеспечение внутренней и внешней безопасности
и стабильности общества, его политического
строя.
Типологии политических систем.
Важная роль в понимании сущности политических
систем принадлежит их типологии, классификации.
В этой области существует несколько подходов.
Типология систем, созданная на основе
марксистского подхода, опирается на такие
критерии, как тип формации и характер
социально-экономической структуры.
Исходя из этих критериев, выделяются
следующие политические системы:
- рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная;
- социалистическая.
Основанная на классовой теории, данная
типология политических систем указывает
не только формационный тип системы, но
и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию,
пролетариат. Отличительной чертой этой
типологии является противопоставленность
каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии с социальной основой выделяются:
- военная (военизированная) политическая
система (когда у власти государства
стоят военные);
- гражданская;
- национально-демократическая система;
- буржуазно-демократическая политическая
система.
Военное правление является временным,
переход к гражданскому государственному
управлению обычно связан с принятием
конституции, проведением свободных выборов,
упразднением военных структур власти,
созданием парламента, формированием
партий, принятием нового законодательства.
На основе характера политического режима
выделяют политические системы:
- демократические;
- либеральные;
- тоталитарные;
- авторитарные.
Широко распространено деление политических
систем на:
Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское
общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Французский политолог Ж. Блонделъ делит
политические системы на пять категорий:
Либеральная демократия - при принятии политических решений опираются на либерализм.
Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ.
Традиционная - отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.
Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.
Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.
Г. Алмонд выделяет следующие типы политических
систем:
- англо-американская;
- континентально-европейская;
- доиндустриальная и частично
индустриальная;
- тоталитарная.
На основе участия в политическом процессе
выделяют политические системы :
- либеральная демократия - для нее
характерна высокая степень добровольного,
но пассивного политического
участия;
- коммунистическая система - с высокой
степенью принудительной партиципации;
- развивающиеся - характеризуются
низкой степенью политического
участия.
Политические системы подразделяют также
на:
- открытые, имеющие динамичную
структуру и широкие связи
с другими системами и средой;
- закрытые, имеющие жестко фиксированную
структуру и минимальные связи
со средой.
Менее распространенными классификациями
политических систем являются следующие:
- завершенные и незавершенные;
- централизованные и децентрализованные;
- микроскопические, локальные, макроскопические,
глобальные;
- инструментальные и идеологические;
- с высоким, средним, низким уровнем
автономизации.
Многообразие типологий политических
систем свидетельствует о многомерности
политического мира, о возможности его
анализа с позиций самых разных критериев.
С это точки зрения каждая реальная система,
существующая в той или иной стране, может
характеризоваться с помощью различных
показателей и иметь различные определения
и классификации.
Использование вышеупомянутых критериев
и типологий в анализе конкретной политической
системы, конкретной страны помогает сделать
этот анализ более объемным, глубже постичь
сущность исследуемых явлений.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ
И ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ,
ПО КОТОРЫМ СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ПРИНЦИПИАЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ
БЫВШЕЙ
СОВЕТСКОЙ
(ОБРАЗЦА 60-80-Х ГГ. XX В.).
современная российская
политическая система |
советская политическая система
60-80 гг. |
демократическое федеративное правовое государство
с республиканской формой правления. |
Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский
съезд Советов. Съезды Советов (позже -
Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными
органами лишь формально, осуществляли
лишь отдельные законодательные функции.
На практике эту роль выполняла партийно-государственная
бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров |
единственным источником власти является народ |
суды были полностью подконтрольны партийным
органам и исполнительной власти. |
граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами |
законодательная власть так и осталась
в зачаточном и аморфном состоянии. |
разделение властей |
выборность органов законодательной власти и представительных органов
местного самоуправления |
реальная власть оказалась в руках исполнительных
органов, никем не выбираемых и никому
не подотчетных |
Федеративное устройство России находит
свое отражение в структуре ее представительного
и законодательного органа - Федерального
Собрания, состоящего из двух палат - Совета
Федерации и Государственной Думы. |
установился жестко авторитарный режим
с некоторыми элементами тоталитаризма. |
административно-командная политическая
система |
в организации и деятельности государства
превалируют принципы права, а не мотивы
политической целесообразности |
рынок был ограничен, рыночные механизмы
не действовали |
многопартийность - признается идеологическое
и политическое многообразие |
государство во главе с одной партией |