Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функции.
2.Типология политических систем.
3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХ в.).

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 16. Политическая система общества

1. Понятие «политическая система  общества», ее структура и функции.

Политическая система общества — это упорядоченная на  основе  права  и  иных социальных   норм   совокупность   институтов   (государственных    органов, политических партий, движений, общественных организаций и  т.п.),  в  рамках которой проходит политическая жизнь общества и  осуществляется  политическая власть.

Основные элементы (подсистемы) политической системы:

    1. институциональная,
    2. нормативная,
    3. функциональная,
    4. коммуникативная,
    5. культурная.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей

Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

  • обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);
  • управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
  • мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение);
  • выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;
  • удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
  • интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);
  • политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
  • легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

А только так она и способна существовать и функционировать. Скорее это не социальная группа, а вполне сложившийся класс управленцев.

И господство свое они вряд ли кому уступят. Есть все признаки того, что сложившийся порядок мироустройства будет непоколебимым.

 

2. Типология политических систем.

Типология политических систем:

1. в зависимости от характера взаимоотношений политических систем с внешней средой: закрытые и открытые 

2. в зависимости от политического режима: тоталитарные, авторитарные и демократические

3. в зависимости от содержания и формы управления: либеральные, коммунистические, традиционные, популистские и авторитарно-консервативные

4. по классовому признаку: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические

5. по типу политической культуры и разделению политических ролей: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, частично-индустриальная и тоталитарная

6. в зависимости от степени культурной  дифференциации: примитивные, традиционные  и современные.

Виды политических режимов:

Тоталитарный политический режим

Известными исследователями тоталитаризма были немецко-американский философ Ханна Аренд (1906–1975) и австро-британский политический философ и методолог науки Карл Поппер (1902–1994).

Тоталитаризм — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: 1) Всеобщая идеологизация и политизация общества. Режим идеократичен, т.е. формируется на основе принципов идеологии. Тотальная политизация связана, прежде всего, с превращением правящей партии в элемент государства. Культ личности главы государства. 2) Политические права и свободы граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «запрещено все, что не приказано». 3) Отсутствие политической оппозиции. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства. 4) Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ. 5) Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия), массовый террор и запугивание населения. Власть держится на насилии и др.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны 1)Носителем власти выступает один человек или группа лиц (тиран, монарх, хунта и т.п.). 2) Политические права и свободы в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства. Действует принцип: «все, что не разрешено – запрещено». 3) Отсутствие политической мобилизации и низкий уровень политического участия и др.

 Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и, наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Важнейшими признаками демократии являются:

    • юридическое признание верховной власти народа;
    • периодическая выборность основных органов власти;
    • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
    • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
    • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
    • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
    • подотчетность выборных органов своим избирателям.

Политическая система современной России относится к демократическому режиму. Демократичность российского государства проявляется  в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

 

3. Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХ в.).

Для коммунистического тоталитаризма характерны следующие отличительные черты: 

а) Господство единой обязательной для всех идеологии;

б) Установление абсолютной власти государства;

в) Господство единственной революционной партии;

г) Слияние в единое целое партии, государства и общества;

д) Полный контроль над экономикой;

е) Полное устранение частной собственности;

ж) Широкое использование репрессий и террора;

В основе идеологии коммунизма лежит марксизм-ленинизм. Согласно этой теории, общая цель – светлое будущее, коммунистическое общество, всеобщее счастье. Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая. Соответственно для сравнения сегодняшней российской политической системы от бывшей советской необходимо обозначить основные черты демократии, такие как:

Информация о работе Политическая система общества