Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Содержание работы

Введение
1. Политическая система общества. Понятие.
2. Функции политической системы общества.
3. Структура политической системы общества.
4. Типология политических систем общества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К,Р политология.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Политическая система общества

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

Группа: УК-12КЧ

Ф.И.О: Чубарова Яна Алексеевна

 

 

Екатеринбург

2012

Тема 6. Политическая система общества

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.  Политическая система общества. Понятие.

 

2. Функции политической системы общества.

 

3. Структура политической  системы общества.

 

4. Типология политических систем общества

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

         Известно, что человеческое общество находится  в процессе постоянных изменений,  которые осуществляются под влиянием  различных факторов. По мере его  развития усложняются социальные  взаимосвязи людей, появляются  новые потребности и соответственно  виды деятельности, удовлетворяющие  их. Кроме этого изменяются природные,  энергетические, международные условия  существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

 

         Способность  общества реагировать на растущие  потребности индивидов, адаптироваться  к изменяющимся условиям своего  функционирования в немалой степени  обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических  институтов и структур, а также  выполнению людьми политических  ролей управляющих и управляемых  политическая система осуществляет  целенаправленное властное на  различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов  политической системы на социальные  отношения основано на ее способности  властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

 

         Понятие  «политическая система» используется  для характеристики отношений  между государством и обществом,  между различными субъектами  на негосударственном уровне.

 

 

1. Политическая система  общества.

Понятие.

 

 

 Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

 

 Политическая система включает  организацию политической власти, отношения между обществом и  государством, характеризует протекание  политических процессов, включающих  институциализацию власти, состояние  политической деятельности, уровень  политического творчества в обществе, характер политического участия,  не институциональных политических  отношений.

 

 Политическая система представляет  собой одну из частей или  подсистем совокупной общественной  системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической,  правовой, культурной образующими  ее общественное окружение, ее  общественные ресурсы наряду  с ее природным окружением  и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а  также внешнеполитическим оружием.  Центральное положение политической  системы в этой структуре ее  внешнего и внутреннего окружения  определяется ведущей организационной  и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

 

 Политическая система общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

 

 Политическая система, управляющая  обществом, не должна доминировать  в нем за счет подавления  и ослабления других систем (деспотический  и тоталитарный тип политической  системы) и быть достаточно  жизнеспособной, чтобы не входить  в длительные кризисные состояния,  которые нарушают функционирование  других систем общества.

 

 Политическая система существует  в политическом пространстве  общества, которое имеет территориальное  измерение и функциональное, определяемое  сферой действия политической  системы и ее составных частей  на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов , границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется, эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

 

 

2. Функции политической системы общества.

 

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях.

 

Выделяют следующие функции  политической системы:

 

1) обеспечение политической власти  определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

 

2) управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей, задач,  путей развития общества, конкретных  программ деятельности политических  институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих  целей и задач (без огромной  организаторской работы, людских,  материальных и духовных ресурсов  многие поставленные цели и  задачи обречены на заведомое недостижение);

 

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных  интересов никакая политика невозможна);

 

5) удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных  и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

 

6) интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры  (объединяя разные политические  силы, политическая система пытается  сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать  конфликты, устранять коллизии);

 

7) политическая социализация (посредством  которой формируется политическое  сознание индивида и он “включается”  в работу конкретных политических  механизмов, благодаря чему происходит  воспроизводство политической системы  путем обучения все новых членов  общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности);

 

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной  степени соответствия реальной  политической жизни официальным  политическим и правовым нормам).

 

 

 

3. Структура политической системы общества.

 

 

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

 

Институциональный компонент, состоящий  из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии,  общественные движения, организации, объединения, различные  органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и другие). Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

 

Функциональный компонент, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления  политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства, воздействия на общественную жизнь и другое).

 

 Регулятивный компонент, выступающий  как совокупность политико-правовых  норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами  политической системы  (Конституция,  законы, обычаи, традиции, политические  принципы, взгляды и другое). Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствую внимание со стороны власти.

 

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что  победитель получает все. В Советском  Союзе после смерти Сталина, когда  преемственность новых лидеров  устанавливалась без физического  уничтожения должностных лиц, стало  очевидным, что фундаментальная  форма системы изменилась.

 

Нормы-законы  определяют процесс  законодательства, устанавливают (или  не устанавливают в зависимости  от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

 

Коммуникативный компонент, представляющий собой совокупность разнообразных  отношений между  субъектами политической системы по поводу власти, в связи  с выработкой и осуществлением политики, которая устанавливает связи  между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и  т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию. Значения этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

 

Идеологический компонент, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация)

Информация о работе Политическая система общества