Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:01, контрольная работа
В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.
1.Политическая система: понятие, структура и типология.
2.Функции и задачи политической системы.
3.Политическая система Республики Беларусь.
Существуют и иные типологии политических систем. Так, в зависимости от ориентации на стабильность или перемены они подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие существующий социальный порядок (СССР), и трансформирующиеся, проводящие социальные преобразования (современная Россия). По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы), а по уровню концентрации или распределения власти - централизованными, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованными, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам.
Под системой функций принято понимать вклад, который элемент привносит в деятельность того целого, частью которого он является. Применительно к политической системе (элемент) речь идет о том, что она вносит в жизнедеятельность всего общественного организма (целое). В общем виде ее функцию можно сравнить с функцией мозга в человеческом организме - это функция управления, координации деятельности. Задачами политической системы являются обобщение и согласование всей совокупности интересов и разработка политической программ, которая обеспечивала бы их реализацию. Конкретно это проявляется в формулировке общих целей и задач, стоящих перед обществом, для решения которых политическая система должна осуществить мобилизацию ресурсов т. е. привлечь материальные средства, обеспечить поддержку населения. Политическая система при этом осуществляет распределение ценностей, полученных из внешней среды: например, средства, поступившие в виде налогов, она перераспределяет путем выделения дотаций, ассигнований и т. д.
Политическая система осуществляет управление, координацию поведения отдельных людей и групп путем выработки определенных правил (законов, административных норм), организации их применения.
Важнейшими функциями политической системы являются обеспечение единства и стабильности общества, достижение согласия между основными общественными группами. Дело в том, что в любом обществе одновременно с сотрудничеством людей всегда существует конкуренция по поводу богатства, власти, престижа. Задача политической системы заключается в обеспечении того, чтобы социальная конкуренция протекала в приемлемых для общества формах, не угрожала его стабильности и единству. В случае возникновения острых и опасных социальных конфликтов политическая система обязана или подавить их силой, или урегулировать с помощью определенного перераспределения ресурсов, удовлетворения тех или иных требования и т. д.
Наконец, для того чтобы успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации - т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.
Подробным анализом функций политической системы занимались представители структурно-функционального подхода. В частности, Габриэль Алмонд и Джон Пауэлл анализировали ее с точек зрения взаимосвязи со средой, внутреннего функционирования, сохранения и адаптации.
Во взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные способности:
а) регулирующую (управление поведением индивидов и групп путем введения норм, действий администрации и т. д.);
б) экстракционную (способность системы черпать из внешней или внутренней среды экономические и финансовые ресурсы, например налоги, политическую поддержку и т. п.);
в) дистрибутивную (распределение благ, услуг, привилегий группам или отдельным лицам, распределение дотаций, финансирование служб и т.д., причем это распределение является по существу перераспределением того, что получено из внешней среды); г) реагирующую (способность отвечать на импульсы, идущие от среды, прежде всего на требования групп или отдельных лиц).
3. Политическая система Республики Беларусь.
Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:
Политика начинается с людей, с их совместной жизни. Когда интересы, потребности, убеждения вступают в различные конфликты, возникают политические проблемы. Однако государственные институты не реагируют на конфликт до тех пор, пока проблема не выходит на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые попадают в поле зрения политических лидеров и правительственных должностных лиц. Но при этом важно, что "связующие институты" борются за выдвижение своей проблемы на повестку дня политики (это отчетливо прослеживается в деятельности партий, общественных объединений, групп интереса). Различные проблемы получают общественное звучание через различные общественные форумы, такие, как СМИ, избирательные кампании, референдумы.
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. Государственное управление - это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлении государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений. По сути, управленческие решения, являясь видом человеческой деятельности, составляют суть государственного управления. Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.
Государственная политика - это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы - это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.
Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления - административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений.
Изучение того, как работает политическая система, выводит нас на ряд конкретных вопросов. Как взаимодействуют политические лидеры и как они формулируют и реализуют государственную политику? Достигают ли правительственные действия поставленных целей? Кто выигрывает, а кто проигрывает от тех или иных решений, и, в конце концов, отвечает ли проводимая политика интересам людей?
Здесь следует разобраться с функциями политической системы. Классическая, апробированная в сравнительных исследованиях ряда государств мира модель функций политических институтов выглядит следующим образом.
1. Артикуляция (выражение) индивидуальных и групповых интересов. Носителем этой функции выступают группы интереса. Применительно к белорусским реалиям это могут быть объединения предпринимателей и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т.д.).
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.
2. Агрегирование (обобщение) интересов. Эту функцию выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. В Республике Беларусь зарегистрировано 18 политических партий.
Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин "Надежда", Партия "Беларуская сацыял-дэмак-ратычная Грамада", Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.
Функции артикуляции
и агрегирования интересов должны выполняться
институтами гражданского общества. В
развитых демократических политических
системах гражданское общество функционирует
как сфера жизни граждан, которая напрямую
не зависит от государства, граждане способны
создавать свои объединения, организации,
организовывать самоуправление на местах.
Институты гражданского общества выполняют
функцию поиска общественного согласия.
Они являются посредниками между центрами
принятия политических решений и гражданами,
народом. В условиях, когда институты гражданского
общества не сформированы, функции выражения
интересов зачастую выполняются административно-
3. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения.
В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (см. главу 4 Конституции Республики Беларусь). Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов.
4. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организовывают определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.
Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:
1) административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства;
2) контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер.
Белорусский ученый А.А. Соколовский в своей работе "Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления" (Мн., 2001) выделяет особенности функционирования исполнительной власти:
во-первых, подзаконность органов исполнительной власти - в отличие от законодательной власти, носящей первичный характер в области правотворчества, исполнительная власть имеет вторичный характер, ориентирована на исполнение закона;
во-вторых, универсальность — органы исполнительной власти действуют непрерывно и на всей территории государства, что предполагает наличие системы органов исполнительной власти на центральном, региональном и местном уровнях;
в-третьих, предметный характер - в отличие от законодательной и судебной ветвей власти, исполнительная осуществляет кадровое, финансовое и материальное обеспечение управленческой деятельности.
Полномочия исполнительной власти можно разделить на два уровня. Первый уровень охватывает полномочия исполнительной власти, имеющие "глобальное" значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческие полномочия - деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.
Второй уровень составляют полномочия инструментального характера (обеспечение реализации функции первого уровня): нормотворчество (если норма Закона не регламентирует непосредственно исполнительских действий, то она требует уточнения, дальнейшей правовой регламентации в подзаконных нормативных актах); оперативно-исполнительная функция (центральное звено деятельности органов исполнительной власти - управленческое решение - это индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить определенную проблему); юрисдикционная функция.
5. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти.
В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.
Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства. Главы местной исполнительной власти назначаются. В целом в Республике Беларусь местное управление и самоуправление состоит из следующих субъектов: местной администрации (т.е. исполнительная власть на местах), Советов депутатов (представительная избираемая власть) и органов территориального общественного самоуправления.