Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 09:23, реферат
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Введение……...………………...……...………………......……...…………...
1. Понятие и сущность политической системы общества..........................
2. Структура политической системы общества........................................
3. Политическая система современной России..........................................
Заключение...................................................................................................
Список используемой литературы...............................................................
5. Защита данного общества,
ее членов от разного рода
разрушающих (внутренних и
В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).
Таким образом, политическая
система реализует функцию
2. Структура политической системы общества
Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:
1. Политическое сообщество
людей, включающее большие
2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
3. Нормативная подсистема:
политические, правовые и моральные
нормы, традиции, обычаи и другие
регуляторы политического
4. Функциональная подсистема:
методы политической
5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации)7.
К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.
Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Ядро политической системы
– государство. Государство выступает
орудием политического
Политическая система, являясь организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
3. Политическая система современной России
Становление политической системы современной России началось с периода перестройки и прошло ряд этапов, каждый из которых оставил свой отпечаток. Основные черты этой системы зафиксированы действующей Конституцией. Для характеристики системы в России мы воспользуемся схемой структурирования общества на макро-, мезо- и микроуровней.
Макроуровень. Конституция 1993 г. была принята в условиях глубоко кризиса общества и государства, цели и ценности элиты и народа кардинально расходились. Победа президентского-реформаторских сил позволила им закрепить в Конституции сформулированные ими же цели и установить гарантии реализации избранной модели экономических реформ и приватизации, необратимость самих реформ. Способы достижения поставленной цели игнорировали социальные и экономические последствия. Поэтому либерально-демократические черты политической системы, заимствованные из Конституции Франции и США, дополнились авторитарными институтами, которые и должны были стать гарантами любых самых тяжелых для общества реформ. Вместо провозглашенного в Конституции разделения властей фактически и юридически власть сосредоточена в руках президента. Западные аналитики характеризуют нашу систему как «суперпрезидентство» с парламентом «фигового листка». У парламента нет права контроля за исполнительной властью, у него нет даже самого распространенного в демократических обществах права на депутатский запрос.
Чтобы оградить Президента
от любого посягательства на его полномочия
со стороны государственных
Следует добавить, что материально-финансовое обеспечение органов и должностных лиц, зависит от Президента и его Управления делами. Высокие заработные платы и другие блага делают выборные кампании Президента борьбой за тотальную победу с использованием любых средств.
Советской политической системе был свойственен дуализм – одни издавали правовые акты, другие – только исполняли команды. Этот дуализм перекочевал и в современную систему: Президент и его Администрация являются властным институтом (лишь иногда подает голос парламент), а Правительство – орган исполнительный. Но в советской системе был партийный контроль, а современная российская успешно оградилась от парламентского и общественного контроля. Государственный аппарат ориентирован на приказы начальства, на предпочтения финансовым группам, на конвертацию власти в собственность, на пренебрежение нормами морали. Неспособность государства и его органов власти реализовывать общенациональные и общественные интересы и есть выражение слабости государства.
Мезоуровень. Следуя американской доктрине, Конституция отделяет местное самоуправление от регионального (федерального). Но эта западная форма не подкреплена юридически, организационно, финансово-экономически. Бюджеты органов самоуправления дотационные, федеральные власти функциями с ними делятся неохотно. Самоуправление – звено не самостоятельное.
В другом плане развиваются отношения между высшими и региональными органами и лидерами. В борьбе за радикальные реформы центр пошел путем заигрывания и уступок регионам и отдельным лидерам, что создало довольно причудливую систему управления федеративным государством. В ней есть договорные и конституционные принципы, последние нарушаются, так как республики внутри РФ – это государства со своими Конституциями. У некоторых «национализированных» республик есть особые права и привилегии. Слабость государства привела к возникновению в отдельных регионах автономных политико-правовых систем, различных режимов прав человека. Попытки с помощью введение института полномочных представителей Президента с 2000 г. привести в соответствие местное законодательство с федеральным, естественно, наталкиваются на скрытое сопротивление. По-видимому, это процесс длительный, к тому же отягощенный чеченским конфликтом.
Микроуровень. Формированию демократической политической системы России препятствуют кризисное состояние экономики, бедность и отсюда недовольство властями значительной части россиян, отсутствие гражданского общества и национальной идеи, слабая вовлеченность граждан в политику и управление. Мировой опыт показывает, что в таких трансформирующихся обществах как наше, решающую роль играют лидеры и элиты. Но если при насильственной модернизации сверху, даже во имя демократии, не формируется гражданское общество, нет институциональных сдержек власти, то любые элиты становятся независимой силой и стремятся увековечить свою власть, ограничить возможности оппозиции. И тогда избирательные кампании будут не механизмом представительной демократии, а полем борьбы различных групп элит10.
Одним из основных средств обуздания эгоизма и властолюбия элит и лидеров в демократических системах являются партии и выборы. Подавляющее большинство политических партий состоит из лидеров, находящихся в Москве и их малочисленного окружения. В регионах находятся рыхлые организации, чья деятельность оживляется во время избирательных кампаний. Россияне от политических партий отчуждены, только 20% граждан поддерживают какую-либо партию. Неразвитость политических партий и отсутствие действенной многопартийности соответствует интересам федеральных региональных элит. Так, субъектами избирательного процесса становятся не партии, а политические блоки, в которые входят политические и общественные организации, различные движения. Что касается выборов, то они обесцениваются в глазах общества. Каков бы ни был состав Госдумы, от него не зависит ни состав правителства, ни курс внутренней и внешней политики. Отсутствие реальных полномочий делает парламентариев безответственными. Выборы в местное самоуправление непопулярны по той же причине безрезультатности и как следствие - циничной борьбы кандидатов с использованием «грязных» технологий.
Заключение
В заключении проведенного исследования, цель которого состояла в целостной характеристике политической системы общества можно сделать ряд основных выводов.
Во – первых, политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.
Во – вторых, теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. В – третьих, уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".