Политическая система: основные институты и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.
Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие политической системы и ее внутренняя структура………………..4
2. Типология политической системы…………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...11

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Тема: «Политическая система: основные институты и их взаимодействие»

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Понятие политической системы и ее внутренняя структура………………..4

2. Типология политической  системы…………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти  более распространенного и в  то же время более противоречивого  термина, чем «политическая система». О политической системе или о  политической организации общества в разных странах и, особенно в  России сейчас говорят и пишут  не столько специалисты в области  гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий  тема политической системы перешла  на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового  читателя.

Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы  России.

В развитых капиталистических  странах политические системы уже  сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как  невозможно создать идеальную политическую организацию общества и, расхождения  по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая система  существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом  политической системы. Возникновение  политической системы практически  связано с возникновением государства  вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных  негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и  равнины в рабовладельческой  Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения  собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные  организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему  конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы  еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. К  политической системе общества вообще и к Российской в частности  проявляется весьма обостренное  и противоречивое внимание. Это следует  рассматривать положительно лишь в  том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно  «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политической системы и ее внутренняя структура.

Политическая система  представляет собой совокупность государственных  и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов  организации и осуществления  политической власти в обществе. Понятие  «политическая система» является одним  из основных в политологии и позволяет  представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности  и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной  и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования  и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние  общества, включая экономические  условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние  и уровень общественного сознания, культуры, международного положения  и др. Через политическую систему  выполняются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление  в политике.

Политическая система  представляет собой многофункциональную  структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

институциональный – различные  социально-политические институты  и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

функциональный – совокупность трех ролей и функций, которые  осуществляются как отдельными социально-политическими  институтами, так и их группами (формы  и направления политической деятельности, способы и методы осуществления  власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других средств  регулирования взаимосвязей между  субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между  субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов  политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы  внутренней и внешней организации  и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние  на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует  выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими  институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие и др. Основным назначение политических институтов является представительство  коренных интересов различных слоев  общества. Стремление к организации  и реализации своих политических интересов и целей – главное  в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в  обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего  общества, от его имени принимаются  властные решения, обязательные для  общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство  выступает как орудие руководства  и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная  власть служит своеобразным центром  притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и  объем собственно государственного управление неодинаковы и зависят  от природы государства и политической системы.

В состав политической системы  входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности  общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они, по существу, определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений  определяется социально-классовой  структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения  выступают формой сохранения и закрепления  политического опыта, традиций, определенного  уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического  процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать  в форме принуждения, конфликта  или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего  политического строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных  сил.

Существенным элементом  политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность  и стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит  от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное  признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения  общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений  и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые  в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего  под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология политической системы.

В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического  режима, т. е. совокупности способов осуществления  власти, отражающая состояние демократических  прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы  подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Различие между ними обусловлено  различным типом взаимоотношений  между политической системой и ее внешней средой (гражданским обществом). Модель Д. Истона описывает схему  взаимодействия общества и политической системы либерально-демократического типа, где политическая система ориентирована  на реакцию на требования гражданского общества.

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень  ограниченного круга общественных интересов и требований – это  в основном интересы наиболее влиятельных  групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных  – одним словом, групп, которые  могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности  влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов  власти.

Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей  неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми  сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют  осуществлению великих революционных  проектов, сформулированных правящей элитой.

Другая типология была предложена в 1966 году Г. Алмондом и Д. Пауэллом. В ее основу был положен  уровень развития, который они, в  свою очередь, оценивают с помощью  таких показателей, как структурная  дифференциация (т. е. специализация  относительно независимых политических институтов на выполнении определенных функций, ролей) и секуляризация  культуры (т. е. освобождение ее от идеологических догм, традиционных представлений, преобладание в ней знаний основанных на анализе и учете реальных факторов). В соответствии с вышеназванными критериями ученые выделяют три типа политических систем.

Примитивные системы присущи  племенам, находящимся на первобытной  стадии. Для них характерны минимум  структурной дифференциации или  полное ее отсутствие: вождь племени  может совмещать роли политического, религиозного и хозяйственного руководителя. Политическая культура страдает отсутствием  внимания к политической системе  всего общества, сознание людей замкнуто на своей общности: деревне, клане, племени.

Традиционные системы  обладают дифференцированными государственными структурами (законодательными, административными, судебными органами), но в обществе преобладает культура подчинения: люди знают о существовании политической системы, ждут от нее услуг и бояться  ее злоупотреблений, но не мыслят, что  могут принимать участия в  ее акциях. Пример таких систем –  феодальные системы или современные  традиционные монархии.

Современные системы обладают не только дифференцированными государственными структурами, но и дифференцированной структурой других политических институтов (партий, групп давления и др.). в  этих условиях развивается уже не подчинения, а культура участия. Люди из подданных, из объектов политики превращаются в ее субъектов, участников, которые  сознают, что у них есть средства воздействия на политическую систему.

Информация о работе Политическая система: основные институты и их взаимодействие