Политическая система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.
В последние годы российское общество притерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования
1.1 Понятие политической системы
1.2 Элементы политической системы
1.3 Функции политической системы
1.4 Виды политической системы общества
ГЛАВА 2. Типология политических систем
2.1 Типология политических систем по содержанию и формам управления
2.2 Типология политических систем по типу политической культуры и разделению политических ролей
2.3 Типология политических систем на основе политического режима страны
ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации
3.1 Общая характеристика политической системы Российской Федерации
3.2 Государственная политика и перспективы развития политической системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

политическая система россии.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

 

 

Оглавление

 

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования

1.1 Понятие политической  системы

1.2 Элементы политической  системы

1.3 Функции политической  системы

1.4 Виды политической системы  общества

ГЛАВА  2. Типология политических систем

2.1 Типология политических систем по содержанию и формам управления

2.2 Типология политических  систем по типу политической  культуры и разделению политических  ролей

2.3 Типология политических  систем на основе политического  режима страны

ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации

3.1 Общая характеристика  политической системы Российской  Федерации

3.2 Государственная политика и перспективы развития политической системы России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.

В последние годы российское общество притерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.

Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры / народов России, становление новых политических отношений - все это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.

Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архитипы и будущее. Сложившаяся система есть одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво со -седствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.

В настоящее время политическая система переживает переходное состояние, определяемое следующими процессами:

- изменяется соотношение  элементов в политической системе;

- формируется развивается и совершенствуется гражданское общество России;

- изменяется социальная  роль государства, партий, групп  давления;

-. отыскиваются новые  и реформируются старые регуляторы  общественных отношении;

Актуальна до сих пор проблема путей перехода от тоталитарного режима к демократическому. Ряд ученых высказывают мнение, что эволюция тоталитаризма социалистического типа возможна лишь через авторитарный или военно-авторитарный режимы, и что существует опасность того, что переход к демократии в России может не состояться.

Этими обстоятельствами и обусловлен выбор проблемы в качестве темы курсовой работы, ее актуальность, содержание и направленность.

Объектом курсовой работы является политическая система современной России, ее организация и функционирование.

Предметом является  определение политической системы современной России.

Целью курсовой работы является изучение политической системы современной России и  выявление моделей организации политической системы Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие "политическая  система";

- рассмотреть структуру  и функции политической системы;

- изучить типологии политических  систем по различным признакам;

- - показать роль гражданского  общества в политических процессах;

- раскрыть содержание  структурных элементов российской  политической системы;

- определить механизм  взаимодействия государства с  основными элементами гражданского  общества - общественными объединениями;

Теоретической основой курсовой работы послужили научные разработки по философии, политологии, истории, общей теории государства и права. Особое внимание уделялось исследованиям ученых политологов, правоведов, государствоведов, разрабатывающих вопросы теории политической и правовой систем, проблемы государственного устройства (С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. К. Борисов, А. А. Дегтярев, Д. А. Керимов, В. Н. Карташов, С. Н. Кожевников, В. В. Лазарев, Р.З.Лившиц, Е. А. Лукашева, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, В.А.Мальцев, Л. А. Морозова, Б. Л. Назаров, В. С. Нерсесянц, И. В. Петелина, К. Д. Ростиашвили, В. Н.Синюков, А.И.Соловьев, Б.А.Тихомиров, Л. Б. Тиунова, Б. И. Топорнин, А. П. Цыганков, В. Г. Чиркин, 0. Ф. Шабров, Ю.А.Юдин, С.С.Юрев, И. А. Ямпольская и др.).

Нормативно-правовой базой исследования является Конституция Российской Федерации, конституции субъектов Российской Федерации, Федеральные и региональные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, конституции зарубежных стран и другие документы, относящиеся к предмету исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.

 

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования

 

1.1 Понятие политической  системы общества

 

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном направлении. Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. 1

Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе.

Сегодня под политической системой, политологи понимают:

  • организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом ;

  • совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения ;

  • упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках  и с ее помощью осуществляется  политическая власть;

2) она зависит от характера  общественной среды, социально-экономической  структуры общества;

3) она обладает относительной  самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

 

1.2 Элементы политической  системы общества

 

В современной литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.

С учетом вышеизложенного, структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких компонентов (подсистем):

1. Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д. Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы .

2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической  системы и заключается в политических  общественных отношениях, складывающихся  по поводу захвата, удержания  или осуществления государственной  власти . Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.

3. Нормативный компонент. Включает в себя политические  нормы, в том числе и позитивного  права, политические традиции, обычаи  и другие социальные нормы, регулирующие  политические отношения государства. Данный компонент регламентирует  политические процессы, протекающие  в обществе. В большинстве случаев  регулирование осуществляется по  средствам правовых норм, но политика  это такая сложная система, которая  только нормативно-правовыми актами  обойтись не может, и поэтому  здесь сохраняют большое значение  устоявшиеся в обществе правила  поведения в виде обычаев, традиций  и т. д.

4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к  политической действительности  в государстве. Состоит названный  компонент из политического сознания, представляющего идеологические  и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет  собой единую, целостную систему  идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой  субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей  к действующему или желаемому  государственному руководству, другим  явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений. На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы, не имеют существенного значения.

5. Объективный элемент. Состоит  из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других  детерминантов, которые оказывают  влияния на политические процессы  в стране. Носят они объективный  характер, поскольку не зависят  от воли и сознания людей .

Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.

 

1.3 Функции политической  системы

 

Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество.

Выделяют следующие функции политической системы общества2.

1. Функция политического  руководства обществом. Как уже  было сказано главное, устойчивое, субстанциональное ядро политической  системы, т. е. ее сущность заключается  в осуществлении государственной  власти. Властные же отношения  предполагают установление (властным  субъектом) для общества (подвластных) правил поведения. Соответственно  в рамках политической системы  происходит руководство обществом  и государством. В этом и заключается  главное предназначение политической  системы общества.

2. Ориентирующая функция. В процессе политического руководства  или даже при ведении борьбы за власть, правящий класс, политические партии и другие субъекты властных отношений (в зависимости от того или иного политического режима в стране) определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития, определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируют общество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле, идеологическим маяком к которому необходимо стремиться. Например, в СССР таким маяком было коммунистическое государство, в Российской Федерации – это правовое государство.

3. Функция политизации  общества. Данная функция заключается  в вовлечении как можно большего  количества людей и их объединений  в политические процессы страны, участии в политической жизни  государства, посредствам политического  воспитания граждан, повышении политической  культуры общества, приобщении индивида  к политическим ценностям, привития  чувства уважения к государственной  власти, приобретении знаний в  области политики и т. д.

4. Регулятивная функция. Заключается в выработке и  установлении социальных норм  в политической сфере общества. Тем самым устанавливаются правила (должного, возможного и запрещенного) поведения для субъектов политических  отношений. По средствам политических  норм в итоге достигается упорядочивание  социальных связей между различными  субъектами политической системы .

Информация о работе Политическая система современной России