Политическая социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Большинство мнений по этому вопросу сводятся к тому, что политическая социализация – это длительный и к тому же достаточно сложный, двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения, с другой стороны – с приобретением личностью в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.

Содержание работы

Введение
Основная часть:
- первичная социализация
- факторы, влияющие на процесс политической социализации
- функции политической социализации
- типы политической социализации
- политический индифферентизм
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

В  последнее время серьезный интерес представляет собой такое явление, как политический индифферентизм. Политический индифферентизм означает безразличие к политике, нежелание принимать в ней участие. Особенно зримо он проявляется в абсентизме, то есть в уклонении избирателей от участия в голосовании, хотя политический индифферентизм может принимать и другие, менее явные формы.

Политический индифферентизм – явление столь же давнее, как  и сама политика. Еще Перикл, которому история приписывает роль основателя афинской демократии, столкнулся с  нежеланием некоторых граждан посещать народные собрания и пользоваться политическими правами.

В современных условиях политическая индифферентность становиться  явлением массовым даже в странах  с устойчивыми и длительно  существующими демократическими режимами. Французский политолог П. Ломэн  вообще считает, что политически  индифферентных граждан большинство.

Политические режимы по-разному реагируют на политический индифферентизм. В тоталитарном режиме политическая индифферентность рассматривается  на уровне государственного преступления. Любовь к власти, к вождю, к государству должна быть выражена активно, публично, окрашена верноподданническими настроениями.

Авторитарный режим, руководствующийся  принципом «Разрешено все, кроме  политики», предпочитает иметь дело с политическими конформистами, на худой конец с политически  индифферентными гражданами, лишь бы они «не лезли» в политику.

Проблема политического  индифферентизма представляется непростой  и для демократического режима. На первый взгляд, демократии как власти народа, осуществляемой самим народом  и для народа, присуща высокая политическая активность граждан и чужд индифферентизм, ведь это власть, открытая для всех. Но уже Ж.Ж. Руссо обратил внимание на то, что самые демократические процедуры даже на уровне прямой демократии чреваты искажением воли народа. При демократическом режиме никакой закон не правомерен, если он не может трактоваться как вытекающий из народного решения. Но само народное решение есть лишь выражение воли большинства. Проблема политического большинства и его взаимоотношения с оппозиционным меньшинством - одна из серьезных проблем функционирования демократического режима. Перед демократическим режимом всегда стоит опасность возможной конформистской деформации народовластия либо перерождения демократии в охлократию. Поэтому в процессе политической социализации приходится решать очень сложную задачу, заключающуюся в том, чтобы, с одной стороны, вовлечь личность в политический процесс, а с другой – снять излишнюю политизацию общества, снизить ее критический уровень.

Процесс политической социализации носит исторический характер, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объективных факторов отдельной личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Использование СМИ (средств  массовой информации) и новейших коммуникаций увеличивает давнюю способность политических институтов манипулировать общественным мнением и настроениями населения, внушать людям чуждые им интересы и чувства, подталкивать на соответствующие действия. Опасность такого манипулирования особенно велика там, где ограничивается или подавляется идейно-политический плюрализм, нарушаются условия равных возможностей и свободной конкуренции всех политических направлений.

При всем том эффективность  политической социализации и рекрутирования не так уж велика: подавляющая часть людей все же не участвует в политике, а большинство участвующих ограничивается лишь голосованием на выборах – выполнением гражданского долга. Очевидно, воздействие на политическое поведение людей политических институтов и СМИ ниже затрачивающихся ими усилий. Так обстоит дело и в наиболее развитых странах и даже в некоторых самых политизированных, в том числе в России.

Идейно-политический плюрализм  в политической социализации и рекрутировании, в просвещении, пропаганде и агитации увеличивает возможности включения личности в политику и расширяет возможности ее политического выбора и поведения. Но за любой выбор и свое политическое поведение в конечном счете личность и расплачивается.

Человек, взрослея, самой  жизнью вовлекается во взаимодействие с социальными, политическими и государственными структурами общества. Что-то человек принимает, что-то отвергает. На ранней стадии политические взгляды личности формируются спонтанно, выборочно.

В зарубежной политологии  сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован.

Общим результатом политической социализации является формирование политического  типа личности с ее индивидуальными  качествами и признаками. Таким образом, политическая личность – это субъект политики, обладающий определенными знаниями и навыками в сфере политик. Она проявляет интерес к политической жизни и реализует свои способности в политической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Антипьев А.Г. Введение в политологию: учеб. пособ.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 352 с.

2. Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высш. шк., 2001. – 303 с.

3. Белов Г.А.  Политология : учебное пособие. М., 1997г.

4. Гаджиев К.С. Политическая наука.  М., 1994г., Учебное пос. 2-е изд. М., 1989 г.

5. Гончаров Д.В. Политическая  мобилизация // Полис… 95№6

6  Кривогуз И.М. Политология:  Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 288 с.

7. Краснов Б.И. Политология. Учебное  пос._ М., 1995.

 

 


Информация о работе Политическая социализация личности