Политическая социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:15, реферат

Описание работы

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человек, в процессе его политической социализации, которая представляет собой процесс включения личности в политику и функционирование в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков полити­ческого участия. Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, поскольку политические представ­ления и установки постоянно обновляются, изменяются, совершенству­ются, уточняются в зависимости от конкретных социально-политических условий.

Файлы: 1 файл

Политическая социализация личности.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

                          Политическая социализация личности

 

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человек, в процессе его политической социализации, которая представляет собой процесс включения личности в политику и функционирование в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков полити­ческого участия. Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, поскольку политические представ­ления и установки постоянно обновляются, изменяются, совершенству­ются, уточняются в зависимости от конкретных социально-политических условий.

Политическая социализация включает в себя не только освоение поли­тических знаний, но и личную политическую активность человек. Осуще­ствляется политическая социализация личности двумя основными путя­ми. Во-первых, это политическое «научение», т. е. передача накопленного политического опыта, воплощенного в определенном типе политической культуры, что осуществляется в процессе обучения и с помощью средств массовой информации. Во-вторых, приобретение личностью собственно­го опыта, новых, ранее неизвестных знаний, выработка собственного поли­тического поведения. В реальной политической практике эти два направ­ления существуют неразрывно и взаимно дополняя друг друга.

На процесс политической социализации личности влияет система факторов, среди которых выделяются:

1. Политические: характер и тип  государственного устройства, форма  государственного правления, тип политического режима, степень разви­тия институтов гражданского общества, взаимоотношения личности и власти, тип политической культуры, взаимодействие исполнительной, судебной, законодательной власти, тип избирательной системы и т. д.

2. Неполитические: уровень образования личности, ее социальное ок­ружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, мо­рально-нравственные ценности и т. д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько крепко переплетены, что порой их трудно отделить друг от друга. Их удельный вес и приоритетность зависят от конкретно-исторических ус­ловий, сложившихся в том или ином обществе. В конечном итоге это ведет к формированию определенного «политического человек», разли­чающегося по степени его включенности в политику, его активности, раз­вития его политического сознания и т. д.

Политическая социализация охватывает весь процесс становления человека как субъекта политики и может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида. При этом важно учитывать, что возрастные рамки развития личности существенно отличаются от границ ее социализации тем, что послед­няя не ограничивается каким-то рубежом, а в различных формах продол­жается всю жизнь.

В самом процессе политической социализации выделяют два ее этапа: активный и стабшизирующее-корректирующий. Сразу же надо отметить, что четких границ они не имеют, можно говорить лишь об их доминиро­вании в различные возрастные периоды. Так, активный этап длится не всю жизнь, а лишь тот период, который необходим для усвоения личностью комплекса основных для данного общества ценностей, идеалов, выработки устойчивой системы социальных ориентации. Как правило, он охватывает период детства и юности. Инструментами по­литической социализации в данном случае выступают семья, дошколь­ные учреждения, школа, техникумы, вузы, средства массовой инфор­мации, общественные организации, в определенной степени трудо­вой коллектив и само государство.

Стабилизирующе-корректирующий этап характеризует периоды более позднего развития личности и охватывает собой период актив­ной трудовой и общественно-политической деятельности. Он предпо­лагает внесение определенных корректив в сложившуюся систему взглядов. Именно в этот период вырабатываются основные политиче­ские позиции становления социально зрелой личности, и более полно реализуется политическая сущность человек. Наиболее значимыми институтами политической социализации личности в этот период являются средства массовой информации, производственный коллек­тив, общественные организации, формальные и неформальные груп­пы.

Основными признаками политической социализации личности явля­ются:

• наличие политических ценностей, норм и стабильность политиче­ских мотивов;

• способность к выработке программы политической деятельности и ее реализации в соответствии с поставленными целями;

• определенный уровень активности в политической деятельности и умение втягивать в ее орбиту других членов общества;

• общий уровень политической культуры и уважение к взглядам и позициям других.

Политическая социализация личности выполняет в обществе ряд функций:

Информационная функция предполагает передачу человеку опре­деленных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить чело­век к системе исторически сложившихся в данном обществе политиче­ских ценностей, идеалов, ориентации, норм поведения.

Установочно-нормативная функция тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирую­щейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятелышя функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и вы­работанных стереотипов поведения.

В своей совокупности эти функции выполняют общую задачу — формирование личности как политически активного гражданина соот­ветствующего государства.

 


Информация о работе Политическая социализация личности