Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:46, реферат
Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие.
Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина. Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом
Введение
Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая социализация
является одним из направлений общего
процесса социализации индивидо
Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина. Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом
Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, это анализ процесса политической социализации, изучение агентов, влияющих на процесс социализации, и исследование продукта, который получается на выходе процесса политической социализации.
Процесс политической социализации,
преобладавшей в политической науке
в тот период, интерпретировался
как воздействие политической среды
на личность путем передачи определенных
моделей поведения через
Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия и стадия прямой политической социализации. Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации. На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой вертикальный характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в одну сторону - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.
Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом, принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее горизонтальной (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между равными участниками процесса социализации на горизонтальном уровне.
В горизонтальной социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели вертикальной социализации, где личность оказывалась своеобразным концом цепочки влияний. Филипп Васбурн считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид, и агенты социализации представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.
С точки зрения Ф. Н. Ильясова, политическая социализация – «это процесс, включения индивида в систему властных отношений и структур. Он имеет следующие составляющие: интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения; социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя; выбор «своей» социальной группы и политической позиции; вхождение в «свою» социально-политическую группу; усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения».
1.Сущность политической социализации.
Включение человека
в мир политики предполагает
усвоение и поддержание им
ее норм, образцов и стандартов
поведения, традиций. Процесс усвоения
человеком требований
В силу своей сложности и противоречивости политическая социализация по-разному трактуется в науке, предоставляя ученым возможность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. Вот почему, несмотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации пока еще не выработано. Например, представители чикагской школы (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) рассматривают ее как процесс ролевой тренировки человека; К. Луман и А. Гелен интерпретируют ее как аккультурацию, т.е. освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая, таким образом, на первый план психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделили исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Ряд других ученых, разделяющих установки когнитивной школы, усматривают ее суть в накоплении человеком нового комплекса знаний и т.д.
В целом же большинство
ученых согласно с тем, что
отсутствие свойств,
2.Этапы и факторы политической социализации.
Характер и уровень политической социализации человека не могут оставаться неизменными на протяжении всей его жизни. Рассмотрение политической социализации в соотнесении с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный и вторичный этапы.
Первичная политическая социализация
характеризует первоначальное (обычно
с 3-5 лет) восприятие человеком политических
категорий, которые постепенно формируют
у него избирательно-индивидуальное
отношение к явлениям политической
жизни. По мнению американских ученых
Д. Истона и И. Дениса, необходимо различать
четыре аспекта процесса социализации:
- непосредственное восприятие ребенком
политической жизни, информацию о которой
он черпает в оценках родителей, их отношениях,
чувствах;
- персонализация политики, в ходе которой
те или иные фигуры, принадлежащие к сфере
власти (например, президент, полицейский,
которых он часто видит по телевизору
или возле своего дома), становятся для
него образцами контакта с этой политической
системой;
- идеализация этих политических образов,
т.е. образование на их основе устойчивых
эмоциональных отношений к политике;
- институциализация обретенных свойств,
свидетельствующая об усложнении политической
картины мира ребенка и его переходе к
самостоятельному, надличностному видению
политики.
В целом особенности первичного
этапа политической социализации состоят
в том, что человеку приходится адаптироваться
к политической системе и нормам
культуры, еще не понимая их сущности
и значения. Поэтому для исключения
в будущем аномальных, антисоциальных
форм поведения необходимо соблюдать
определенную последовательность в
применении механизмов передачи ребенку
политических норм и прошлого опыта.
В частности, для сохранения естественного
характера включения его в
политический мир предпочтительны те
социальные формы, в которых политическая
информация неразрывно соединена с авторитетом
учителя, примером деятельности старших
и ни в коем случае не содержит жестких
идеологизированных образов и понятий.
Только на этой основе развивающееся детское
сознание можно подкреплять императивными
суждениями и оценками, а впоследствии
и аксиологическими нормами и представлениями.
Вторичная политическая социализация
характеризует тот этап деятельности
человека, когда он, освоивший приемы переработки
информации и осуществления ролей, способен
противостоять групповому давлению и
в индивидуальном порядке пересматривать
идеологические позиции, производить
переоценку культурных норм и традиций.
Таким образом, главную роль здесь играет
так называемая обратная социализация
(ресоциализация), отражающая влияние
самого человека на отбор и усвоение знаний,
норм, приемов взаимодействия с властью.
В силу этого вторичная
социализация выражает непрерывную
коррекцию человеком своих
В целом, несмотря на повышение роли самостоятельного
выбора ценностей и ориентиров, основное
значение на данном этапе имеют цели адаптации,
приспособления человека к сложившейся
политической системе. Человек не способен
самостоятельно сформировать все условия
своего политического участия, и потому,
как заметил Ф. Хайек, он приспосабливается
даже к тем переменам и сторонам жизни,
смысл которых не понимает. И все же элемент
осознанной ориентации на определенные
политические стандарты имеет место. В
частности, он выражен в механизме “предварительной
социализации”, который, по мысли Р. Мертона
и К. Росси, характеризует предварительную
ориентацию личности на предпочтительные
для него нормы и стандарты той или иной
группы. Это как бы “заблаговременная
социализация”, обусловливающая целенаправленные
действия индивида, его сознательную устремленность
к значимым для него стандартам и ценностям.
Таким образом он как бы искусственно
“подтягивает” себя к этим групповым
стандартам, несмотря на внешнее воздействие
системы.
Становится очевидным, что
основными факторами
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. В России серьезной проблемой стало отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия. Старые модели политического поведения и участия зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, возможностей адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо создание новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения их предшественников.
3.Основные типы политической социализации.
Различия в механизме
передачи культурных традиций и норм
в тех или иных политических системах
позволяют выделить типы политической
социализации.
К ним относятся: