Политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие.
Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина. Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.

Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие.

Большую роль в процессе политической социализации в современном  обществе выполняют  политологи  и  политология, как научная и образовательная дисциплина. Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, это анализ процесса политической социализации, изучение агентов, влияющих на процесс социализации, и исследование продукта, который получается на выходе процесса политической социализации.

Процесс политической социализации, преобладавшей в политической науке  в тот период, интерпретировался  как воздействие политической среды  на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему  организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые  индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам  процесс социализации предполагает вертикальные отношения между социализирующими и социализируемыми.

Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в  частности, в нем выделялась латентная  стадия и стадия прямой политической социализации. Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации. На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой вертикальный характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в одну сторону - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и  политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом, принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее горизонтальной (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между равными участниками процесса социализации на горизонтальном уровне.

В горизонтальной социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели вертикальной социализации, где личность оказывалась своеобразным концом цепочки влияний. Филипп Васбурн считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид, и агенты социализации представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

С точки зрения Ф. Н. Ильясова, политическая социализация – «это процесс, включения индивида в систему властных отношений и структур. Он имеет следующие составляющие: интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения; социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя; выбор «своей» социальной группы и политической позиции; вхождение в «свою» социально-политическую группу; усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения».

 

 

 

1.Сущность политической социализации.

   Включение человека  в мир политики предполагает  усвоение и поддержание им  ее норм, образцов и стандартов  поведения, традиций. Процесс усвоения  человеком требований статусного  поведения, культурных ценностей  и ориентиров, который ведет к  формированию у него свойств  и умений, позволяющих адаптироваться  в конкретной политической системе  и выполнять в ней определенные  функции, называется политической  социализацией.

В силу своей сложности  и противоречивости политическая социализация по-разному трактуется в науке, предоставляя ученым возможность акцентировать  внимание на ее разных сторонах и гранях. Вот почему, несмотря на то, что систематическое  изучение этого процесса ведется  еще с 20-х гг. XX столетия, единого  подхода к пониманию процесса политической социализации пока еще  не выработано. Например, представители  чикагской школы (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) рассматривают ее как процесс ролевой тренировки человека; К. Луман и А. Гелен интерпретируют ее как аккультурацию, т.е. освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая, таким образом, на первый план психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделили исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Ряд других ученых, разделяющих установки когнитивной школы, усматривают ее суть в накоплении человеком нового комплекса знаний и т.д.

 

 В целом же большинство  ученых согласно с тем, что  отсутствие свойств, приобретаемых  человеком в процессе социализации, не только затрудняет, но нередко  и лишает его возможности адаптироваться  в политической сфере общества, а следовательно, и использовать ее механизмы для защиты и эффективного отстаивания своих интересов. Сходятся ученые и в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Этапы и факторы  политической социализации.

Характер и уровень  политической социализации человека не могут оставаться неизменными на протяжении всей его жизни. Рассмотрение политической социализации в соотнесении с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный и вторичный этапы.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с 3-5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют  у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, необходимо различать четыре аспекта процесса социализации: 
   - непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, чувствах; 
   - персонализация политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например, президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с этой политической системой; 
   - идеализация этих политических образов, т.е. образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; 
   - институциализация обретенных свойств, свидетельствующая об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.

В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят  в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать  определенную последовательность в  применении механизмов передачи ребенку  политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного  характера включения его в  политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями. 
   Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он, освоивший приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью.

В силу этого вторичная  социализация выражает непрерывную  коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций. 
   В целом, несмотря на повышение роли самостоятельного выбора ценностей и ориентиров, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к сложившейся политической системе. Человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия, и потому, как заметил Ф. Хайек, он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает. И все же элемент осознанной ориентации на определенные политические стандарты имеет место. В частности, он выражен в механизме “предварительной социализации”, который, по мысли Р. Мертона и К. Росси, характеризует предварительную ориентацию личности на предпочтительные для него нормы и стандарты той или иной группы. Это как бы “заблаговременная социализация”, обусловливающая целенаправленные действия индивида, его сознательную устремленность к значимым для него стандартам и ценностям. Таким образом он как бы искусственно “подтягивает” себя к этим групповым стандартам, несмотря на внешнее воздействие системы.

Становится очевидным, что  основными факторами политической социализации являются:

    • внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);
    • социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);
    • биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. В России серьезной проблемой  стало отсутствие преемственности  в передаче опыта политического  участия. Старые модели политического  поведения и участия зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, возможностей адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Не­обходимо создание новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения их предшественников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные типы  политической социализации.

Различия в механизме  передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить типы политической социализации.  
         К ним относятся:

    • гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих обязанностей; 
    • гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме "своей"; 
    • плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;
    • конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

Информация о работе Политическая социализация