Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:02, контрольная работа
Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Введение 2
1.Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки 3
2.Структура и ресурсы политической власти 6
2.1 Принцип разделения властей 9
2.2 Понятие «легитимность власти» 11
Заключение 15
Литература 17
Исполнительная власть представлена Президентом РФ и Правительством РФ. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Это призвано
предотвратить монополизацию
Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.
Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются Конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
Дееспособность
власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из
показателей эффективности политической
власти. В легитимности отражается отношение
граждан к власти. Ее можно определить
как состояние власти, когда она
признается большинством народа законной
и справедливой. Легитимность и авторитетность
власти - явления в определенной мере совпадающие.
Легитимность означает согласие народа
с властью, когда он добровольно признает
ее право принимать решения, которые должны
выполняться. Чем ниже уровень легитимности,
тем чаще власть будет опираться на силовое
принуждение. От легитимности следует
отличать легальность власти. Это
юридическое понятие, означающее соответствие
власти действующим законам. Например,
власть президента легальна, т.к. он избран
в соответствии с законом и в осуществлении
своих полномочий опирается на закон;
власть монарха легальна, т.к. не был нарушен
порядок престолонаследия. Между легитимностью
и легальностью может быть противоречие.
Не все законы, принятые в соответствии
с установленной процедурой, могут оцениваться
населением как справедливые, наконец,
законно избранная власть в случае невыполнения
своих обещаний, неудачного экономического
курса, приведшего к резкому падению уровня
жизни, может утратить доверие со стороны
общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации
власти. В то же время нелегальная по своему
происхождению власть может быть оправданна
и поддержана народом. История знает множество
подобных примеров: свержение монархий
в ходе буржуазных революций, революции
в России в 1917 г., провозглашение Наполеона
императором. Идеальной легитимности
(уровень 100% поддержки населением) не бывает.
В любом обществе есть люди, нарушающие
законы или относящиеся к власти апатично.
Наконец, в демократическом обществе существует
оппозиция официальной власти. Следовательно,
любая власть должна подтверждать свой
авторитет, доказывать населению, что
именно она в наибольшей степени соответствует
его интересам. Легитимность имеет отношение
как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным
персональным субъектам власти. Это создает
еще одну линию возможного противоречия
в рамках легитимности. При легитимном
политическом режиме конкретные политические
лидеры (президенты, монархи) могут утратить
поддержку народа. В условиях демократии
это противоречие разрешается посредством
выборов.
Каким образом власть приобретает легитимность?
Обратимся к теории легитимности М. Вебера,
которая считается классической в политологии.
Он выделил три возможных типа легитимности
(господства) в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:
Харизматическая легитимность
основана на вере в личные качества лидера.
В харизматическом лидере видят воплощение
таких качеств, как мудрость, святость,
героизм. Харизматическая легитимность
строится на эмоциональном заряде, на
безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы
Вебер видел в Христе, Будде, Магомете,
Наполеоне. Современные политологи видят
харизму не только у основателей мировых
религий, но и распространяют ее на революционных
и тоталитарных вождей, на духовных отцов
нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер,
Мао Цзэдун в глазах своих последователей
обладали особой святостью. Особый случай
- харизма Папы Римского. Он обладает ею
в силу своего положения (функциональная
харизма), т.к. является наследником святого
Петра, наместника Христа на земле.
Легальная (рациональная)
легитимность имеет своим источником
рационально установленные правила, нормы
(законы). В демократических странах - это
основной тип легитимности, опирающийся
на конституции и конкретные правовые нормы. Именно
они выступают посредниками между властью
и народом, являясь обязательными и для
народа, и для руководства. Другим проявлением
легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в
эпоху капитализма. Рационально-бюрократический
тип управления предполагает компетентность,
наличие специального образования, следование
в управленческой деятельности установленным
правилам.
Наибольшим
потенциалом легитимности обладают
демократические режимы, в которых
дополнительным источником легитимности
власти является экономическая и
социальная эффективность режима, выражающаяся
в высоком уровне жизни населения.
Диктаторские режимы, построенные на
принуждении, также стремятся заручиться
легитимностью. В значительной степени
тоталитарные режимы (СССР, фашистская
Германия) опирались на идеологическую
и харизматическую
Власть
- это специальный социальный институт,
который упорядочивает
Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Макс Вебер предложил выделять три вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
Обобщая
всё вышесказанное можно
1 Политология / Под ред. М. А. Василика.– СПб, 1997. – С. 76
2 Конституция РФ. – «Российская газета», N 237, 25.12.1993
Информация о работе Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки