Политическая власть и принципы её осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Власть - одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном обществе можно выделить отношения властного типа.
Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность - власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Содержание работы

Введение
Сущность и структура политической власти
Основные черты и виды политической власти
Формы, методы и принципы осуществления политической власти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Политическая власть и принципы её осуществления.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра "Теории, истории и философии культуры"

 

            

 

Реферат  на тему:

" Политическая власть и принципы её осуществления "

по дисциплине

"Политология"

 

Вариант №5

 

 

 

Разработал 

студент группы

_________________

"____" ________________2013 г.

Вариант №5

Проверил

доцент кафедры 

  ______________

"____" ________________2013 г.

 

 

Великий Новгород

2013 год

 

Содержание

Введение

  1. Сущность и структура политической власти
  2. Основные черты и виды политической власти
  3. Формы, методы и принципы осуществления политической власти

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть - одна из основных категорий  политической науки. Как социальное явление она носит универсальный  характер. В любом, даже самом примитивном  обществе можно выделить отношения  властного типа.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее  воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято  обозначать словом «власть». Это может  быть власть отца в семье, власть начальника на предприятии, власть правительства  в государстве и т.д. Среди всего  многообразия властных отношений между  людьми выделяется особая их разновидность - власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и  трансформаций.

Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые  политической наукой, представляют собой  различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и  развития.

Для ориентации в современных  политических реалиях необходимо понимание  смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых  функций, т.к. понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и структура политической власти

Проблема власти и властных отношений является центральной  в политологии. Власть - важнейшее  средство осуществления политики. Она  дает ключ к пониманию сущности и  предназначения политической системы  общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и  власти. Проведение в жизнь собственной  политической линии, реализация своих  коренных интересов, управление обществом  невозможны без обладания властью.

В современной политологии  существует ряд подходов к проблеме власти, которые фокусируют внимание на тех или иных ее аспектах, рассмотрим некоторые из них:

  1. Телеологический подход (с точки зрения достижения цели) понимает политическую власть как способ достичь поставленной цели.  Иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью.
  2. Сущностный  подход  понимает политическую власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Самый яркий пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом, будучи недоступной и непонятной для обычных людей.
  3. В бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, при котором одни люди имеют возможность влиять на поведение других, принимая решения, исполнение которых является обязательным для других.
  4. Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта.
  5. Коммуникативный подход   рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения.

Многообразие подходов к  определению власти обусловлено  сложностью данного феномена. При  определении сущности власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. Из множества определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение власти как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Таким образом, власть представляет собой влияние особого рода - принудительное влияние. Это право и возможность  повелевать, распоряжаться и управлять. Концентрированным выражением властных отношений являются отношения управления - исполнения, которые иногда выражены в более жесткой форме господства - подчинения. В таком аспекте  власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения  классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между  собой, но не сводятся друг к другу. Особым и наиболее важным видом власти является политическая власть.

Политическая власть - это  реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями  этих качеств. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

 

Схема №1 Структура политической власти

 

Политическая власть выполняет  ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные  цели развития общества и осуществляет  выбор альтернатив общественного  развития;

2) обеспечивает интеграцию  общества, сохранение порядка и  целостности;

3) регулирует возникающие  в обществе социальные конфликты,  осуществляет деятельность, направленную  на их разрешение;

4) осуществляет обязательное  для всех распределение наиболее  дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа  к наиболее важным в обществе  ресурсам.

В качестве субъектов власти могут выступать государство  и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и  социальные группы, а также большие  массы людей - население той или  иной территории или целого государства.

В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том  случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами - если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Источниками власти могут  быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и  т.д.

Ресурсы власти - это конкретные средства, с помощью которых субъект  власти воздействует на объект для  достижения своих целей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А.Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). Специфическим ресурсом власти является сам человек-демографические ресурсы.

Также широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы.

 

 

 

  1. Основные черты и виды политической власти

Политическая власть реализуется  посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом  особенностей:

-верховенство, обязательность  её решений для всего общества  и, соответственно, для всех других  видов власти. Она может ограничить  влияние других форм власти, поставив  их в разумные границы, либо  вообще устранить их;

-всеобщность, т.е. публичность.  Это означает, что политическая  власть действует на основе  права от имени всего общества  и обязательна для всех;

-легальность в использовании  силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

-моноцентричность, т.е. наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

-широчайший спектр используемых  средств для завоевания, удержания и реализации власти (многообразие ресурсов).

Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; право на принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе таких  общепризнанных принципов, как легитимность и суверенитет. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения  внутри нее главного звена  - государства (государство является  центральным институтом политической  власти и имеет право и обязанность  говорить от имени народа и  всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения  правомерности использования тех  или иных средств, включая принуждение,  при достижении политических целей.

Важнейшим принципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность, которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольное подчинение масс предписаниям существующей политической власти, когда большинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле. Этимологически понятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis - законный. Современное понимание легитимности власти заключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих и управляемых.

При определении сущности легитимности в политологии различают  два подхода: нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой  легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить  население в том, что эти институты  в наибольшей степени соответствуют  состоянию общества и интересам  народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления.

Многообразие возможностей различных политических субъектов  устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах  легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил  три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой.

Информация о работе Политическая власть и принципы её осуществления