Политическая власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие власти;
- выявить основные формы и функции власти;
- исследовать феномен политической власти, как один из видов власти;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
I. Власть как общественное явление: понятие, формы, функции………….5-14
I.1. Понятие и сущность власти……………………………………………......5-9
I.2. Виды власти и ее функции, формы……………………………………....9-14
II. Политическая власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации…...……………………………………………………………….14-26
II.1. Понятие, сущность и структура политической власти……… ………14-18
II.2. Функции, ресурсы и структура политической власти………………..19-23 II.3. Основание политической власти, ее легитимность…………………..24-26
III. Заключение……………………………………………………………….27-28
Список использованной литературы………………………………………..29-31

Файлы: 1 файл

ТГП-власть-для печати.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

          - функция контроля - применение совокупности средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям;

         - функция управления - процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия субъекта власти на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.) на основе познания и использования, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития. [Политическая власть, www.politike.ru]

 

 

Формы власти

В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:

         1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;

         2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;

       3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специализированных институтов, которые выполняют определенные функции. [Ресурс, субъект, объект www.ug.ru]

Также мы можем говорить и о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце прошлого века - системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия европейских сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и граждан более десятка европейских стран.  Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма, которую еще иногда называют государственно-публичной, и четвертая являются, собственно, политической властью.  Кажется полезным обратить внимание на то, что исторически понятие «власть» (греч. Cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения называлось «политика». Так исторически сложилось и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

 

 

 

 

 

 

 

II. Политическая власть  как вид власти: сущность, структура, формы реализации

II.1. Понятие и сущность  и политической власти

    

          Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.

         Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.

          Политическая власть – «способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть – это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм. «…» Основные средства: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляция, принуждение, насилие. Признаки политической власти: объект и субъект властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, распоряжения, указы и приказы, реальная угроза санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти. Условие эффективной политической власти – ее легитимность. Слабая и неэффективная политическая власть порождает конфликтность в обществе, она неспособна управлять конфликтными процессами». [Словарь конфликтолога, http://vocabulary.ru]

          Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом. «…» Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения  в обществе. «…» Политическая власть имеет и психологическую природу, поскольку существует в форме восприятии и переживаний личности (групп людей), зависит не только от воздействий общества и его экономики, но и от сложных, формируемых культурой, моралью и нравственностью, воспитанием, индивидуальных и социально-психологических характеристик личностей (групп людей). [Политическая психология, www.politike.ru/dictionary]

          Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Уже в Древнем Китае Конфуций, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывал необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. А Аристотель в своей работе «Политика» утверждал, что «политика коренится в сущности человека» и  что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть неразрывно связана с государственным управлением. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]

          В эпоху возрождения Н.Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет изучения знаменитого мыслителя - реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики - увеличение власти. Орудие власти - право, ее основа - «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть - это та сила, что может обуздать низменные страсти людей и воспитать добродетельных граждан. [Макиавелли, с.143-149]   

         В Новое время Т.Гоббс развивал представления о главенствующей роли политической власти. Государственной властью Гоббс называл тех (лицо или собрание), воле которых подчиняются все прочие. Власть, по его мнению, соединением воли граждан в единую волю, причем последняя - абсолютна, каковы бы ни были ее формы; она, эта власть, держит людей в страхе, но направляет к всеобщему благу.

Позже идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксистами, но в позиции субъекта власти здесь уже выступают господствующий экономический класс. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]

          Говоря об определении понятия «политическая власть», мы, безусловно, можем применить общее положение определения власти, но вместе с тем, как и любая другая форма власти (культурно-информационная, экономическая, социальная), политическая власть имеет ряд особенностей, которые выделяет исследователь Соловьев [Соловьев, с.122-124]:

          - легальность использования силы в пределах государства;

          - верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;

          - публичность - всеобщность и безличность - политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

         - моноцентричность - наличие единого центра принятия властных решений;

          - многообразие ресурсов - политическая власть использует не только принуждение, но и социальные, экономические, культурные и информационные ресурсы;

          - закрепление в законах полномочий субъекта правления;

          - четкий механизм реализации решений политической власти на практике.

          Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

          Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

         Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д). [Виды власти, особенности власти, различия между политической и государственной властью, www.kulturoznanie.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Функции, ресурсы и структура политической власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

         1) Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. [Политология в вопросах и ответах, с.64]

         2) Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

         3) Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

         4) Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться. [Мухаев, с.27]

         Политическая власть - феномен неравенства, когда говорится о положении и возможностях субъекта и объекта: у одних - право властвовать, у других - обязанность подчиняться.  Это неравенство поддерживается с помощью ресурсов (экономических, административных, силовых и т.д.), с помощью которых и реализуется политическая власть. [ Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]

        Субъект политической воли (актор) имеет сложный многоуровневый характер. К первичным действующим лицам принято относить индивидуумов, социальные группы, нации. Вторичными являются созданные политические институты – государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня - политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип «народ не только объект, но и субъект власти» реализуется через определение народа единственным источником власти, сувереном государства. [Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]

         Второй важнейший компонент власти – объект, исполнитель власти, т.к. власть никогда не может быть отношением лишь одной действующей особы, а обязательно предполагает исполнителя воли властвующего: если подчинения нет, то нет и власти. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п.

         Необходимый компонент структуры политической власти – ресурсы, используемые для достижения, удержания политической власти. Отчасти они уже упоминались в первой части работы, применительно к сфере политической власти, представляется важным упомянуть следующие виды ресурсов:

         Экономические ресурсы - политическая власть распространяет свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Лидирующая роль экономических ресурсов определяется тем, что политическая власть не может функционировать, не обладая экономическими ресурсами. Для политической власти всегда необходимы денежные ресурсы для осуществления определенных процедур – от выборов (избирательные кампании, затраты на само проведение и организацию требуют значительных затрат) до переворота.  Например, согласно заявлению председателя Центризбиркома Владимира Чурова, [Цена выборов, www.rg.ru], подготовка и проведение выборов депутатов Госдумы и президента РФ обойдется казне в 19 миллиардов 218 миллионов рублей. Из этой суммы на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы выделят 7 миллиардов 105 миллионов рублей, на президентские выборы - 12 миллиардов 113 миллионов рублей с учетом возможного второго тура.

         Само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

Информация о работе Политическая власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации