Политическая власть. Типология партий и партийных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

1. Понятие политической власти…………………………..…………4

Структура и ресурсы политической системы…………..………5

Происхождение партий………………………………………….6

2.1. Сущность, основные признаки политических партий…..…9

2.2. Функции политической партии……………………………………12

3. Типология партий и партийных систем…………………………14

4. Тенденции в эволюции партий……………………………………30

Заключение ………………………………………………..……………35
Список использованной литературы……………………………….37

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 118.98 Кб (Скачать файл)

 

-    трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).

 

-  институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

 

 

          Другие  подходы к определению партий:

 

·      партия - носитель идеологии;

 

·      партия - длительное объединение людей;

 

·      цель партии - завоевание и осуществление власти;

 

·      партия стремится заручиться поддержкой народа.

 

 

          Грани между партиями  и другими политическими объединениями  носят нечеткий характер и  зачастую стираются.    

 

 

           Партии как правило не однородны и   имеют  внутри  себя фракции - группы выдвигающие программы несколько   отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии   различных   фракций  делает  ее  политику  более  гибкой,  поскольку   помогает  ей  сохранить   свое   влияние   среди   различных   групп   избирателей.

 

 

          Политика партии  вырабатывается в ходе внутрипартийной политической   борьбы между различными фракциями и течениями.    Руководящие органы    многих    партий   составляются   на   основе   представительства от различных фракций.    В программах  партии  обычно  подчеркиваются  их  намерения служить   интересам определенных социальных групп,  большинства  граждан  всей   страны.  В практической политике партии стремятся учитывать интересы   различных категорий избирателей поскольку только так можно  одержать   победу на демократических выборах.

 

 

          В современной политической истории различают четыре типа партийных систем:

 

·      буржуазно-демократическая партийная система

 

Сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами:

 

–      в обществе идет легальная борьба за власть;

 

–      власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

 

–      постоянно существует легальная оппозиция;

 

–      между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

 

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций:

 

–      многопартийная коалиция -  ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства;

 

–      двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия;

 

–      модифицированная двухпартийная коалиция -  не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями;

 

–      двухблоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли;

 

–      коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода;

 

–      коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

·      социалистическая партийная система

 

–      существует только одна легальная партия;

 

–      партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата;

 

 

          Возникновения такой  политической системы связано  с кризисом демократических или  авторитарных систем правления.

·      авторитарная партийная система

 

 

          Такой тип правления  является промежуточным, при этом  доминирующим фактором выступает  государство, а не партия, которая  играет второстепенную роль в  процессе осуществления власти.  Также допускается существование других партий.

 

2.2 Функции политических партий

 

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей, участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

 

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

 

 

          Во-первых, это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

 

 

          Во-вторых, партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

 

 

          В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

 

 

          Наконец, партии имеют  большое значение, выступая в  качестве референтных групп - групп, на которые индивид ориентирует  поведение своих сторонников. Во  многих странах люди, повинуясь  семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную  приверженность той или иной  партии.

 

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:        

 

·      представительство - выражение интересов определенных групп населения;

 

·      социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

 

·      идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

 

·      участие в борьбе за власть -  подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

 

3. Типология партий и партийных систем

Политические партии отличаются друг от друга по нескольким параметрам. Важнейшими из них являются организационные струк­туры и членство. В соответствии с ними различаются партии массовые и кадровые. Первые формировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, мас­совые партии приняли характер социальных движений, ориентиро­ванных на рабочих, крестьян и разнородные религиозные группы.

 

Их организационная структура в значительной мере сложилась раньше завоевания ими побед на выборах и проведения кандидатов в парламенты. Считается, что массовая партия, как правило, отлича­ется программностью политических установок. В большинстве своем, особенно на первоначальном этапе, партии этого типа характеризовались левой ориентацией. В дальнейшем, следуя их примеру, многие крестьянские и религиозные партии стремились к тому, что­бы приобрести контуры массовых партий. Массовые партии отличают­ся также высокой степенью идеологизированности. Здесь идеология используется для массовой политической мобилизации. Члены пар­тии не только платят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это, как правило, левые партии коммунистической, социалистичес­кой и социал-демократической ориентации.

 

Что касается кадровых партий, то их задача состоит в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из различных социальных слоев независимо от их идеологических ориентаций. То, что массовыми партиями достигается количеством, у этих партий обеспечивается подбором соответству­ющих кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. Этому принципу следуют многие европейские партии консервативной ориентации. Республиканская и демократическая партии США во многом сочетают в себе массовое и кадровое начала, и с этой точки зрения их можно назвать гибридными.

 

Отдельные партии существуют в форме некоего объединения нескольких партий. Типичным для подобного вида является право-центристский союз за французскую демократию (СФД) во главе с бывшим президентом Франции , представляющий собой коалицию пяти партий и группировок. Не случайно во Франции некоторые партии предпочитают называть себя не партиями, а объединениями, союзами, движениями, секциями и т.д.

 

Необходимо отметить, что членство партий в течение длительно­го времени оставалось неясным и аморфным. Многие партии практи­чески не делали особых различий между своими членами и теми, кто их просто поддерживает на выборах. И сейчас многие партии либеральной и консервативной ориентации не могут точно назвать количество своих членов. Определенно можно сказать одно: число лиц, считающих себя членами партий, составляет лишь малую часть населения той или иной страны. В середине 70-х гг., на которые прихо­дился пик популярности лейбористской партии Великобритании, в ней насчитывалось 6,5 млн. членов. Однако 5,8 млн. из них принад­лежали к лейбористам на началах коллективного членства в проф­союзах. В ФРГ насчитывается 2 млн. членов всех политических пар­тий страны, вместе взятых, что составляет всего 5% избирательного корпуса. Причем из них только около 250 тыс. являются актив­ными членами.

 

Существуют партии, организационно оформленные, члены которых получают партийные билеты и платят членские взносы, и партии, организационно неоформленные, которые характеризуются отсутст­вием официального членства. Во втором случае, чтобы примкнуть к той или иной партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности этой партии. Наиболее типичными примера­ми первых являются коммунистические партии, а вторых - респуб­ликанская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании. Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае принимается кандидат в индивидуаль­ном порядке, а во втором - тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также социал-демократические партии Швеции, Норвегии и Ирландии профсоюзы входят на коллективных началах, и поэтому здесь члены профсоюзов являются коллективны­ми членами этих партий. Для коммунистических партий характерно исключительно прямое членство.

 

Типологизация партийных систем проводится также по числу существующих в той или иной стране партий. По этому принципу различаются однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

 

Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:

 

 

          1. Утверждают, что двухпартийная  система способствует постепенному  смягчению идеологических конфликтов  между партиями и их постепенному  переходу на более умеренные  позиции, а это делает политическую  систему более устойчивой.

 

 

          2. Другое преимущество  двухпартийной системы усматривают  в том, что она позволяет одержавшей  победу на выборах  партии сформировать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру премьер-министру невозможно.

 

 

          3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной  системы - то, что она облегчит  выбор при голосовании. Не нужно  читать десятки партийных программ  или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение “говорящих  голов”; партий всего две, и соотнести  собственные интересы с их  программами не так уж сложно.

 

 

          4. Наконец, утверждают, что  только двухпартийная система  позволяет приблизится к идеалу  ответственного правления, который  играет важнейшую роль во всех  без исключения теоретических  моделях демократии. Одна из партии  находится у власти, другая в  оппозиции. Если избиратели недовольны  работой правительства, они используют  выборы для того чтобы отправить  его в отставку.

 

 

          Двухпартийные системы  действительно продемонстрировали  уровень стабильности и эффективности, о котором в условиях многопартийности  приходится только мечтать.

 

В условиях многопартийности политическое руководство носит как правило коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

 

 

      При многопартийной  системе каждая партия представляет  более или менее четко очерченные  идейно-политические или идеологиче­ские  позиции. Спектр этих позиций  простирается от крайне правых  до крайне левых. Остальные партии  занимают промежуточное поло­жение  между этими двумя крайними  полюсами. Как правило, в многопартийных  парламентах места располагаются  в форме неко­торого полукруга, где, следуя традиции французской  революции, представители консервативных  и правых партий рассаживаются  на правой стороне от председательствующего, дальше влево - близкие им по  духу партии, в центре - умеренные  и дальше в самом конце - представители  леворадикальных партий.

Информация о работе Политическая власть. Типология партий и партийных систем