Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

Файлы: 1 файл

политическая власть.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

Политическая  власть

1. Природа  и сущность политической власти

 

 Вся  жизнь людей неразрывно связана  с властью, которая является  наиболее мощным средством защиты  человеческих интересов, воплощения  планов людей, урегулирования  их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти  – власть политическая – обладает  колоссальными конструирующими  способностями, представляет самый  мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований  и трансформаций. Однако, наряду  с созидательными возможностями,  политическая форма власти может  не только созидать или объединять  общество, но и разрушать те  или иные социальные порядки,  дезинтегрировать человеческие  сообщества. Она может быть жестокой  и несправедливой силой, этаким  злым демоном общества, потрясающим  его устои и обрывающим судьбы  стран и народов.

 

 По  своей природе и происхождению  власть, как таковая, – явление  социальное. Складываясь и существуя  в различных областях человеческой  жизни, она способна проявляться  в самых различных сферах общественной  жизни и в разных формах: то  в качестве морального авторитета, то в виде экономического или  информационного господства, то  в форме правового принуждения  и т.д. При это власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

 

 Будучи  неотъемлемой стороной социальной  жизни, власть развивается в  процессе эволюции человеческого  сообщества, приобретая те или  иные формы в зависимости от  различных этапов исторической  эволюции и общественных изменений.  Как непременный спутник развития  общества власть возникла задолго  до появления государства и  его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала  в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ.

 

 С  момента образования государства,  т.е. в течение последних 5 тыс.  лет, власть существует и в  своей политической, публичной форме.  Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы политической  власти серьезно отличались от  ее современных форм. В частности,  в политическом пространстве  того времени отсутствовали какие-либо  посредники между населением  и государственными структурами,  институт разделения властей  или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства.

 

 В  настоящее время в обществе  складываются формы надгосударственной  политической власти, сосуществующие  с аналогичными способами регулирования  социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так,  ООН формирует всемирную систему  международных, а Евросоюз –  региональную систему властных  отношений, в рамках которых  отдельные государства несут  определенную ответственность за  соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных  договоренностей, за охрану природы  и т.д. Их соответствующие институты  – Совет Безопасности и Европарламент  – контролируют исполнение отдельными  государствами и частными организациями  обязательных для них решений,  применяя для этого систему  конкретных мер воздействия: от  торговых санкций и приостановки  членства в международных организациях  до экономической блокады и  проведения военных акций в  отношении отдельных государств.

 

 Сложный  и даже таинственный характер  властного принуждения превратил  власть в один из самых притягательных  для человека объектов изучения. С древнейших времен и в  доступных им формах люди пытались  осознать загадки и закономерности  этого явления. Так, еще в  древнеиндийском эпосе (в кн. «Архашастры») власть описывалась в простейших метафорических образах: «большая рыба ест маленькую». В Древней Греции и Древнем Риме власть в основном трактовалась в рамках универсалистских концепций «архэ»-«анархэ» (порядок-беспорядок), связывавших ее природу с упорядочением и регулированием социальных связей и отношений, установлением согласия между людьми, обменом и распределением благ в рамках конкретного государства. Так, в 5-й книге «Никомаховой этики» Аристотель трактовал власть как «распределение почестей, имущества и всего прочего, что может быть поделено между согражданами определенного государственного устройства».*

 

 Парадоксально,  но несмотря на громадный интерес к власти люди долгое время не задумывались над ее источниками, соотношением различных форм, социальных возможностях и пределах, удовлетворяясь метафорическими и мифологическими представлениями об этом феномене. Практически только с XVI в. в социальной теории стали дискутироваться вопросы о том, кто имеет, а кто не имеет право на власть, каковы ее источники, пределы, атрибуты и признаки. Наряду с безраздельно господствовавшими в то время теологическими подходами стали высказываться идеи, согласно которым источники власти следует искать в живой и неорганической природе. Природа власти стала непосредственно связываться с врожденными чувствами, стремлениями людей к доминированию и агрессии. И хотя сегодня нет достоверных научных данных, подтверждающих наличие такого рода чувств, тем не менее в категориях власти достаточно широко интерпретируются асимметричные отношения в живой природе или биологизируются человеческие связи в политической сфере. Проникают в науку и аллегорические представления о «власти природы над человеком» или «власти человека над природой».

 

 Однако, относясь к власти как к  сугубо социальному по происхождению  явлению, многие ученые тем не менее длительное время рассматривали ее не как самостоятельный феномен, а как один из элементов государства (наряду с населением и территорией) или средство доминирования в межличностных отношениях. И только со временем к власти стали относиться как к самостоятельному, качественно определенному явлению общественной жизни. В последнее время стали даже предприниматься попытки создания единой науки о власти – кратологии. В сфере политической науки власть превратилась в тот концептуальный фокус, через который стали изучаться и описываться практически все политические процессы и явления: деятельность элит, организация системы правления, принятие решений и т.д.

 

 В  настоящее время в научной  литературе можно насчитать более  300 определений власти. Большинство  из них, трактуя ее как явление  социальное, тем самым раскрывают  и природу политической власти. Многообразные теоретические представления о власти делают акцент на ее разнообразных сторонах и аспектах, то представляя ее как особый тип поведения (бихевиоральные концепции) или способ организации целенаправленной деятельности (структурно-функциональные подходы), то подчеркивая психологические свойства ее носителей, то указывая на функциональное значение принуждения, то выделяя способности власти к силовому воздействию на объект и контролю над ресурсами и т.д. Если попытаться систематизировать все более-менее значимые представления о природе власти с точки зрения ее основополагающих источников, то можно выделить два наиболее общих класса теорий, на основе которых удается объяснить все ее атрибуты: основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, а также другие основные параметры.

 

 Первое  из этих направлений можно  условно назвать атрибутивно-реляционистским. Его сторонники связывают сущность власти с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной (микрогрупповой) деятельности. По своей сути такой теоретический подход развивает своеобразную «философию человека», заставляя его приверженцев усматривать сущность власти в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс), психологических (Л. Петражицкий) и прочих свойствах и способностях индивида или в использовании им определенных средств принуждения (инструменталистские теории) и поведенческого взаимодействия (Г. Лассуэлл).

 

 В  качестве типичных примеров такого  подхода можно назвать теорию  «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Такова же по существу и «теория обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним субъектом своих (дефицитных для контрагента) ресурсов на необходимое ему поведение другого. Показательна и теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть в качестве следствия контакта социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. В это же направление вписывается и телеологическая концепция Б. Рассела (в которой власть рассматривается как форма целенаправленной деятельности человека), и идеи школы «политического реализма», делающие акцент на силовом воздействии контролирующего ресурсы субъекта (Г. Моргентау), и некоторые другие.

 

 Различаясь  в деталях, все теории этого  типа интерпретируют власть в  качестве асимметричного социального  отношения, которое складывается  и развивается на основе обмена  деятельностью между различными  субъектами, в результате чего  один из них изменяет поведение  другого. Представая в качестве  определенной формы реализации  человеческих свойств и устремлений,  формы воплощения интересов (намерений,  целей, установок и т.д.) индивидуальных  или групповых субъектов, с  присущими им разнообразными  средствами, ресурсами и институтами  властеотношений, политическая власть выявляет свою способность к существованию лишь в определенных точках социального пространства. При этом формируемые ею связи и зависимости господства и подчинения всегда дают возможность ответить на вопрос: кому принадлежит политическая власть, «для кого», в чьих интересах используются полномочия и возможности субъекта власти?

 

 Вместе  с тем указанным позициям противостоит  точка зрения, трактующая власть  в качестве анонимного, надперсонального, безличного свойства социальной системы, обезличенной воли обстоятельств, принципиально несводимой к характеристикам индивидуального или группового субъекта. И это направление (обозначим его как системное) также представлено многочисленными теоретическими конструкциями.

 

 Например, представитель структурно-функционального  подхода Т. Парсонс трактовал власть в качестве «обобщенного посредника» в социальном (политическом) процессе, а К. Дойч видел в ней аналог денег в экономической жизни или «платежного средства» в политике, который срабатывает там, где отсутствует добровольное согласование действий. Для относящихся к этому направлению марксистских взглядов характерно представлять политическую власть в качестве функции социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения, предопределяющие его способность навязывать свою волю другому классу (или обществу в целом) и тем самым обеспечивающие его социальное господство. К данному направлению относятся и информационно-коммуникативные трактовки власти (Ю. Хабермас), рассматривающие ее как глобальный процесс многократно опосредованного и иерархиизированного социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество.

 

 Но  наиболее ярко суть системного  подхода выражена в постструктуралистских теориях (М. Фуко, П. Бурдье). В крайних вариантах они интерпретируют власть как некую модальность общения, «отношение отношений», изначально присущее всему социальному, не локализуемое в пространстве и не способное принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов. Как пишет, к примеру, М. Фуко, «власть везде не потому, что она охватывает все, а потому, что она исходит отовсюду».* При таком подходе политическая власть по сути отождествляется не только со всеми политическими, но и со всеми социальными отношениями в целом. Ни в обществе, ни в политике не признается ничего такого, что могло бы выйти за рамки власти. И при этом выходит, что не люди обладают способностью присваивать власть, а сама власть присваивает на время того или иного субъекта (президента, судью, полицейского) для осуществления принуждения.

 

 В  рамках системных теорий власть  объявляется имманентным свойством  любых социальных систем (общества, группы, организации, семьи), внимание  сосредоточивается на сложившихся  в каждой из систем политических  статусах и ролях, механизмах  принуждения, применяемых позитивных  и негативных санкциях. Поэтому  авторы и сторонники этих теорий  легко дают ответы на вопросы  «как?» и «над кем?» осуществляется  властное доминирование, но затушевывают  или вовсе скрывают источники  его происхождения.

 

 Представители  двух указанных крупных теоретических  подходов, делая упор на реально  существующих сторонах и аспектах  власти как общественного явления,  исходят из противоположных принципов  в объяснениях ее сущности. Признание  реальности тех аспектов власти, которые используются в качестве  основания для ее концептуальной  интерпретации, не устраняет необходимости  выбора между этими подходами.

 

 При  определении сущности политической  власти в качестве исходного  начала наиболее правомерной  следует признать ее инструментальную  трактовку, раскрывающую отношение  к ней как к определенному  средству, которое использует человек  в тех или иных ситуациях  для достижения собственных целей.  В принципе власть вполне можно  рассматривать и в качестве  цели индивидуальной (групповой)  активности. Но в таком случае  нужны особые, пока еще отсутствующие  доказательства, что такое стремление  присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

 

 В  качестве средства регулирования  социальных взаимоотношений власть  может возникнуть лишь в тех  типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы  общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Информация о работе Политическая власть