Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Вся жизнь людей неразрывно связа¬на с властью, которая является наи¬более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова¬ния их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность вла¬сти – власть политическая – обладает колоссальными конструирую¬щими способностями, представляет самый мощный источник разви¬тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…...4
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»…………………………....6
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории………………………..12
Заключение……………………………………………………………..13
Список используемой литературы…………………………………...14

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 34.80 Кб (Скачать файл)
     

 

                                  

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…...4
  2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»…………………………....6
  3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории………………………..12

Заключение……………………………………………………………..13

Список используемой литературы…………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.   Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки. Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно ею определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Она представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.

 

Политическая  власть-это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конституций. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм.

Политическая  власть выполняет ряд функций:

-выработка  стратегии управления обществом;

-разработка  и принятие конкретных решений  по основным направлениям развития  общества

-оперативное  управление и регулирование общественными  процессами;

-контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности общества.

  Ядром политики является власть. Власть-это форма социальных отношений, отличающаяся способностью одной стороны влиять на характер и назначение деятельности и поведения другой с помощью экономических, социальных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Она является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Политическая власть является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Отличительными  признаками политической власти являются:

- верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;

 

 

- публичность (действует на основе права от имени всего общества);

- легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);

- моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);

многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).

 

Концепции политической власти бывают:

- институциональная: власть рассматривается, как способность социальных институтов выполнять свои функции;

- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан;

- дуалистическая:

а) способность правительства управлять;

б) согласие граждан подчиниться;

- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.

Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».

Структура политической власти:

  1. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Субъекты власти обычно подразделяются на 1) первичные - индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 2) вторичные - общественно- политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.

  1. Объект власти - это те, на кого направлено воздействие субъекта власти. Качества  объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
  2. Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные  конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие

  1. Источники власти - это то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

 

 

 

 

Основные  виды ресурсов политической власти:

Ресурсы власти очень многообразны. Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти  предложил американский социолог Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов: утилитарные, принудительные,  нормативные.

- Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. 
- Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.

- Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии  наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые  ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления.

Социальные  ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

Принцип разделения властей:

Главной особенностью стран  с развитой демократической системой является разделение властей, т.е. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основной смысл такого рассредоточения власти состоит  в том, что создается необходимый  механизм сдержек и противовесов, призванный помешать узурпации государственной  власти, ее сосредоточению в одних  руках, одном политическом институте.

По принципу разделения властей  построены конституции многих государств, в том числе РФ.

Статья 10  Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В настоящее время в  России идет процесс выяснения отношений между исполнительной и законодательной властью, где законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным собранием, а функции исполнительной власти выполняются Правительством, так же ослабла судебная власть.

 Для современной России характерно противостояние двух тенденций: с одной стороны принятая на референдуме Конституция и принцип разделения властей в его современном западном варианте. С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая СМИ и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит покажет ближайшее будущее.

 

 

 

Легитимность  власти:

  Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. 

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов  подчинения он выделил три главных  типа легитимности власти: 
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок 
 Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества. 

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы).

Признаки легитимности власти:

Признаки  легитимности тесно связаны между  собой и практически неразделимы. Такие признаки, как вера в незыблемость и правомерность существующего политического режима предопределяется системой ценностных ориентаций, и укрепляется одобрением политики.

Такие признаки, как наличие беспорядка, хаоса в стране, нарушение сложившихся  норм взаимоотношений между властью  и гражданами и, как следствие, возрастание  роли карательных органов, в том  числе полиции, пытающихся силой  подчинить массы государственной власти.

Легитимность  обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки  власти, поэтому можно говорить о  кризисах легитимности.

В настоящее время можно выделить следующие признаки кризиса легитимности власти:

-невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия

-отсутствие  военных конфликтов и гражданских  войн

-невозможность  правительства адаптироваться к  изменяющимся условиям

-разрушение  конституционного порядка.

От легитимности следует отличать легальность власти.

Легальность власти означает, что власть имеет законное происхождение, власть осуществляется посредством закона не путем произвола, власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти.

Легальность - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Уровень легитимности политической власти современной России:

В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена  благодаря правильному способу  формирования властных институтов. В ходе которых, в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента. Кризис легитимности политической власти в современной России обусловлен также тем, что сама власть располагает ограниченными возможностями использования тех или иных факторов легитимации.

Информация о работе Политическая власть