Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:30, контрольная работа
Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
1. Политическая власть: сущность и структура …………………………
2. Ресурсы, процесс и виды власти …………………………………………
3.Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………………….
Контрольная работа
по политологии на тему «Политическая власть»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. Политическая власть: сущность и структура …………………………
2. Ресурсы, процесс и виды власти …………………………………………
3.Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………………….
Введение
В любом обществе на определённом
этапе его развития неизбежно
возникают политические отношения,
складываются и функционируют политические
организации, партии, формируются политические
идеи и теории. Политика – особая сфера
деятельности. Политика представляет
собой участие в делах государства, в определении
направления его функционирования, в определении
форм, задач и содержания деятельности
государства. Целью политики является
сохранение или создание наиболее приемлемых
для определённых социальных слоёв или
классов, а также общества в целом условий
и способов осуществления власти.
В современной политологии существует
ряд подходов к проблеме власти, которые
фокусируют внимание на тех или иных ее
аспектах. Например, в бихевиоризме власть
трактуется как особый тип поведения людей,
при котором одни люди имеют возможность
влиять на поведение других, принимая
решения, исполнение которых является
обязательным для других. Во многих психологических
концепциях власть рассматривается как
попытка индивида преодолеть комплекс
неполноценности в форме господства или
подчинения. Марксизм, объясняя феномен
власти, акцентирует внимание на отношениях
собственности, на экономическом господстве
определенных классов. Системный подход
трактует власть как способность системы
обеспечивать исполнение ее элементами
принятых обязательств, направленных
на достижение социально значимых целей.
Многообразие подходов к определению
власти обусловлено сложностью данного
феномена. При определении сущности политической
власти в качестве исходного начала наиболее
правомерной следует признать ее инструментальную
трактовку, раскрывающую отношение к ней
как к определенному средству, которое
использует человек в тех или иных ситуациях
для достижения собственных целей. Из
множества определений власти одним из
наиболее часто употребляемых является
определение власти как способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывать
определяющее воздействие на деятельность,
поведение людей с помощью авторитета,
права, насилия.
Возникновение и развитие политической
власти обусловлено жизненными потребностями
формирования и эволюции общества. Поэтому
власть, естественно, выполняет исключительно
важные специальные функции. Она является
центральным, организационным и регулятивно
контрольным началом политики. Власть
присуща организации общества и необходима
для поддержания его целостности и единства.
Политическая власть направлена на регулирование
общественных отношений. Она является
инструментом, основным средством управления
всеми сферами общественной жизни.
Власть – одно из фундаментальных начал
общества и политики. В научной литературе
существуют разнообразные определения
власти, что отражает сложность, многоаспектность
этого явления. Каждая из дефиниций обычно
акцентирует внимание на той или иной
стороне или проявлении власти и связана
с определённым подходом к её анализу.
1. Политическая власть:
сущность и структура
Власть является центральной категорией
политической науки. В зависимости от
её содержания трактуется сущность и механизм
реализации политических процессов и
институтов, политических интересов, политического
поведения социальных групп и индивидов.
Борьба за завоевание и осуществление
власти является основным содержанием
политики, а потому и основным вопросом,
которым занимаются науки, изучающие политику.
Политическая власть – это тонкое искусство
государственного управления. Она представляет
собой совокупность элементов, являющихся
официально признанными исполнителями
политической власти. Сюда входят государственный
аппарат, политические партии и движения,
профсоюзы, различные общественные организации
– это главные составные элементы разветвлённого
и крепко спаенного системного целого,
механизм, с помощью которого осуществляется
политическая власть в обществе.
Необходимость власти обусловлена сущностью
человеческого общения, предполагающего
подчинение всех участников общения единой
воле с целью поддержания целостности
и стабильности общества. Отсюда вытекают
основные свойства власти: всеобщность
(власть функционирует во всех сферах
человеческого общения) и инклюзивность
(власть, проникая во все виды человеческой
деятельности, соединяет и противопоставляет
социальные группы и отдельных индивидов).
Глубинным источником власти, основой
подчинения одного индивида другому является
неравенство, причём не, только социальное
(экономическое, имущественное, статусное,
образовательное и т.д.), но естественное
(физическое, интеллектуальное, неравенство,
порождённое половыми различиями).
Задача государственной власти заключается
в том, чтобы на путях самостоятельного
убеждения и стратегической целеустремлённости
обеспечить воспитание в народе законопослушания.
Власть, подчиняясь принципам правопорядка,
должна уметь усматривать стратегические
политические и социально-экономические
цели и компетентно творить право и порядок,
связуя себя с правосознанием народа,
с возвышением мотивации деловитости
и духовности своего народа.
Структура власти
Множество подходов к определению сущности
власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные
и реляционные.
Атрибутивно – субстанциональные концепции
трактуют власть как атрибут (от лат. attribio
– придаю, наделяю; необходимое, неотъемлемое
свойство объекта), либо как самодостаточный
«предмет». В эту концепцию входят потенциально-волевые,
инструментально-силовые и структурно-функциональные
концепции власти.
Потенциально – волевые концепции определяют
власть как способность или возможность
политического субъекта осуществлять
(навязывать) свою волю.
Инструментально-силовые концепции власти
свойственны прежде всего англо-американской
политологической школе. Здесь власть
отождествляется со средствами её реализации.
Истоки этой традиции восходят к политической
философии Т. Гоббса, который понимал власть
прежде всего как реальное средство принуждения,
как форму силового воздействия.
В современной политической теории наибольшее
распространение получили системная и
структурно-функциональная концепции
власти. Системный метод исходит из производности
власти не от индивидуальных отношений,
а от социальной системы, рассматривает
её как «способность системы обеспечивать
исполнение её элементами принятых обязательств»,
направленных на реализацию её коллективных
целей.
Среди представителей системного подхода
есть теоретики, трактующие власть как
средство социального общения, которое
позволяет регулировать групповые конфликты
и обеспечивать интеграцию общества.
Структурно-функциональные концепции
власти рассматривают её как свойство
социальной организации, как способ самоорганизации
человеческой общности, основанный на
целесообразности разделения функций
управления и исполнения. Без власти невозможно
коллективное существование человека,
совместная жизнедеятельность многих
людей. Само общество устроено иерархично,
дифференцирует управленческие и исполнительские
социальные роли. Власть — это свойство
социальных статусов, ролей, дающее возможность
контролировать ресурсы, средства влияния.
Иными словами, власть связана с занятием
руководящих должностей, позволяющих
воздействовать на людей с помощью позитивных
и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционные (от англ. relation - отношение)
концепции характеризуют власть как отношение
между двумя партнёрами, при котором один
из них оказывает определяющее влияние
на второго. В этом случае власть предстаёт
как взаимодействие её субъекта и объекта,
при котором субъект с помощью определённых
средств контролирует объект. Выделяют
три основных варианта теорий реляционной
интерпретации власти:
Теория «сопротивления» - исследуются
такие властные отношения, в которых субъект
власти подавляет сопротивление её объекта,
то есть разрабатываются классификации
различных степеней и форм сопротивления.
Теория «обмена ресурсами» - ситуации,
когда имеет место неравное распределение
ресурсов между участниками социального
отношения и вследствие этого возникает
потребность в ресурсах у тех, кто их лишён.
В этом случае индивиды, располагающие
«дефицитными ресурсами» могут трансформировать
их излишки во власть, уступая часть ресурсов
тем, кто их лишён, в обмен на желаемое
поведение.
Теория «раздела зон влияния» - при оценке
природы существующих отношений власти
принимать во внимание не каждое действие
в отдельности, а рассматривать их в совокупности.
Основными компонентами власти являются
её субъект, объект, средства (ресурсы)
и процесс, являющийся результатом взаимодействия
всех её компонентов и характеризующийся,
прежде всего механизмом, обеспечивающим
стабильность всего процесса властвования.
Субъект и объект – непосредственные
носители, агенты власти.
Субъект власти
Субъект воплощает активное, направляющее
начало власти. Им может быть отдельный
человек, организация, социальная общность.
Для возникновения властных отношений
субъект должен обладать такими качествами,
как желание властвовать и воля к власти.
Субъект политической власти имеет сложный,
многоуровневый характер. Первичными
субъектами являются индивиды и социальные
группы, вторичными – политические организации,
субъектами наиболее высокого уровня,
непосредственно представляющими во властных
отношениях различные группы и организации
– политические элиты и лидеры.
Субъект определяет содержание властного
взаимодействия через распоряжение (приказ,
команду). В нём предписывается поведение
объекта власти, указываются или подразумеваются
санкции, которые влечёт за собой выполнение
или невыполнение команды. От приказа,
характера содержащихся в нём требований
во многом зависит отношение к нему исполнителей,
объекта — второго важнейшего элемента
власти.
Объект власти
Власть всегда двухстороннее, асимметричное,
с доминированием воли властителя взаимодействие
её субъекта и объекта. Она невозможна
без подчинения объекта. Если такого подчинения
нет, то нет и власти, несмотря на то, что
стремящийся к ней субъект обладает ярко
выраженной волей властвования и даже
мощными средствами принуждения. У объекта
всегда есть пусть крайний, но всё, же выбор
– погибнуть, но не подчиниться. Осознание
зависимости власти от покорности населения
нашло своё практическое политическое
выражение в акциях гражданского неповиновения,
широко используемых в современном мире
как средство ненасильственной борьбы.
Власть всегда двустороннее, асимметричное,
с доминированием воли властителя взаимодействие
ее субъекта и объекта. Она не возможна
без подчинения объекта. Если такого подчинения
нет, то нет и власти, несмотря на то, что
стремящийся к ней субъект обладает ярко
выраженной волей властвования и даже
мощными средствами принуждения. В конечном
счете у объекта властной воли всегда
есть пусть крайний, но все же выбор —
погибнуть, но не подчиниться. Осознание
зависимости власти от покорности населения
нашло практическое политическое выражение
в акциях гражданского неповиновения,
широко используемых в современном мире
как средство ненасильственной борьбы.
Механизм реализации
политической власти. Этим понятием обозначаются
разнообразные способы и средства властвования.
Политическая власть обеспечивается путем
принуждения в различных формах: прямого
физического насилия, сотрудничества,
согласования или, наоборот, конфронтационного
общения, информационного воздействия
— обучения, трансляции информации, посредством
организаций и общественно-политических
движений, идеологического и психологического
воздействия.
Таким образом, политическая власть обеспечивается
прямой грубой силой, угрозой ее применения,
зависимостью, богатством, престижем,
авторитетом, поощрением, контролем, примером,
личным обаянием, харизмой, успехом. Она
основывается на общепризнанной, узаконенной
системе ценностей и на базе культурных
традиций или просто произвольной веры
в какие-то сверхъестественные способности
личности.
2. Ресурсы, процесс и виды власти
Ресурсы власти
Важнейшей социальной причиной подчинения
одних людей другим является неравномерное
распределение ресурсов власти. Сам этот
термин употребляется как в широком, так
и в узком значении. В широком смысле ресурсы
власти представляют собой «всё то, что
индивид или группа могут использовать
для влияния на других».
Такое понимание ресурсов достаточно
объединено и не позволяет дифференцировать
различные элементы власти: её субъект,
объект, средства. Поскольку в этом случае
ресурсы включают все факторы, которые
способны так или иначе повлиять на власть:
собственные качества субъекта (компетентность,
организованность и т.п.); некоторые свойства
объекта (например, его привычку подчиняться,
авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта
ситуацию (экономический подъем), а также
материальные и иные средства воздействия
(деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь
широком понимании ресурсов утрачивается
их специфика как относительно самостоятельного,
обычно материализованного звена, опосредующего
взаимодействие агентов власти и служащего
важнейшим социальным фактором подчинения
и господства.
Ресурсы могут применяться для поощрения,
наказания или убеждения. В процессе их
реализации субъектом они могут трансформироваться
во власть, которая и представляет собой
способность превращать определенные
ресурсы в устойчивое влияние в рамках
системы взаимосвязанных агентов.
Для выделения различных видов власти
широко используется классификация её
ресурсов в соответствии с важнейшими
сферами жизнедеятельности на экономические,
социальные, культурно-информационные
и принудительные (силовые).
Экономические ресурсы – это материальные
ценности, необходимые для общественного
и личного производства и потребления,
деньги как их всеобщий эквивалент, техника,
плодородные земли, полезные ископаемые
и т.п.
Социальные ресурсы – способность повышения
или понижения социального статуса или
ранга, места в социальной стратификации.
Они частично совпадают с экономическими
ресурсами. Так, например, доход и богатство,
являясь экономическим ресурсом, вместе
с тем характеризуют и социальный статус.
Однако социальные ресурсы включают и
такие показатели, как должность, престиж,
образование, медицинское обслуживание,
социальное обеспечение.
Культурно-информационные ресурсы — знания
и информация, а также средства их получения
и распространения: институты науки и
образования, средства массовой информации
и др. Как считает известный американский
социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце
XX— начале XXI веков знания и информация
становятся важнейшим ресурсом власти.
Уже сегодня в постиндустриальных странах
«знания, в силу своих преимуществ – бесконечности,
общедоступности, демократичности – подчинили
силу и богатство и стали определяющим
фактором функционирования власти». В
ходе общественного развития такие традиционные
ресурсы власти, как сила и богатство,
утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают
полностью. Истинную же власть приобретают
знания и информация.
Контроль над знаниями и информацией прямо
связан с обладанием экономическими ресурсами,
имеющими первостепенную значимость.
Однако тенденция повышения роли культурно-информационных
ресурсов как источника власти в современном
мире проявляется достаточно отчётливо.
Принудительные (силовые) ресурсы – это
оружие и аппарат физического принуждения,
специально подготовленные для этого
люди. В государстве их ядро составляют
армия, полиция, службы безопасности, суд
и прокуратура с их вещественными атрибутами:
зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами
и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается
наиболее эффективным, решающим источником
власти, поскольку его использование способно
лишить человека жизни, свободы и имущества
– высших ценностей. Различные ресурсы
власти обычно применяются ее субъектами
в комплексе, особенно государством, в
большей или меньшей степени обладающим
всеми видами ресурсов. Специфическим
ресурсом власти является сам человек
– демографические ресурсы. Люди – это
универсальный, многофункциональный ресурс,
который производит другие ресурсы. Человек
— создатель материальных благ (экономические
ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые
ресурсы), обладатель и распространитель
знаний и информации (культурно-информационные
ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом
власти лишь в одном из своих многочисленных
измерений — будучи использована как
средство реализации чужой воли. В целом
же человек — не только ресурс власти,
но и её субъект и объект.
Процесс властвования
Использование ресурсов власти приводит
в движение все её компоненты, делает реальностью
её процесс, который характеризуется прежде
всего способами и механизмом властвования.
Существуют два главных способа властвования
(«лица власти»).
Побуждение объекта к определённым, угодным
субъекту действиям.
Обеспечение бездействия подвластных,
в блокировании нежелательных для руководства
видов их поведения.
Впервые на ограничительное свойство
власти особое внимание обратили американские
политологи Р. Бахрах и М.С. Баратц, назвавшие
его «вторым лицом власти». Реальное проявление
в обществе этого свойства политической
власти состоит в её способности исключать
из сферы общественных дискуссий и политических
решений определённые темы и тем самым
предотвращать их адекватное осознание
в массовом сознании и реальное развёртывание
соответствующих политических конфликтов.
Способы властвования имеют сложную и
неоднозначную классификацию. Они могут
быть демократическими (власть осуществляется
при участии в принятии решений их исполнителей),
авторитарными (неограниченная власть,
не претендующая на полный контроль над
подданными), тоталитарными (всеобъемлющий
контроль субъекта над объектом), конституционными
(правление в рамках закона), деспотическими
(всевластие, произвол и беззаконие), либеральными
(уважение свободы и прав личности) и другими.
Процесс властвования упорядочивается
и регулируется с помощью специального
механизма власти — системы организаций
и норм их устройства и деятельности. Применительно
к такому сложному социальному субъекту,
как общество (народ), механизмом власти
выступают государственные органы и другие
политические институты и право.
Особенности различных элементов власти:
субъекта, объекта, ресурсов и процесса
– могут использоваться в качестве оснований
её типологии. Одной из наиболее содержательных
классификаций власти является её деление
в соответствии с ресурсами, на которых
она основывается, на экономическую, социальную,
культурно-информационную, принудительную
и политическую.
Экономическая власть — это контроль
над экономическими ресурсами, собственность
на различного рода материальные ценности.
В обычные, относительно спокойные периоды
общественного развития экономическая
власть доминирует над другими видами
власти, поскольку экономический контроль
– это не просто контроль одной из областей
человеческой жизни, никак не связанной
с остальными; это контроль над средствами
достижения всех наших целей.
С экономической властью тесно связана
власть социальная. Если экономическая
власть предполагает распределение материальных
благ, то социальная — распределение положения
в социальной структуре — статусов, должностей,
льгот и привилегий. Современные государства
обладают большой социальной властью.
С помощью социальной политики они могут
влиять на общественное положение широких
слоев населения, обретая тем самым их
лояльность и поддержку.
Культурно-информационная (духовно-информационная)
власть — это, прежде всего власть над
людьми с помощью научных знаний, информации
и средств их распространения. Кроме того,
она включает моральную, религиозную и
некоторые другие виды властей, связанные
с подчинением на основе авторитета. В
современном обществе из всех видов духовного
влияния на первый план выдвигается научно-информационная
власть. Знания используются как для подготовки
правительственных решений, так и для
непосредственного воздействия на сознание
людей в целях обеспечения их политической
лояльности и поддержки. Такое воздействие
осуществляется через институты социализации
(школа, другие образовательные учреждения),
а также с помощью СМИ.
Принудительная власть опирается на силовые
ресурсы и означает контроль за людьми
с помощью применения или угрозы применения
физической силы. Принудительную власть
не следует отождествлять с властью политической,
хотя легальное использование силы в масштабах
государства – важнейшая особенность
последней. Насилие, физическое принуждение
могут использоваться и неполитической
властью, например, в отношениях между
рабами и рабовладельцами, между деспотом
– главой семьи и её членами, между главарём
и членами преступной группировки и т.д.
Политическая власть находится в особом
отношении ко всем другим властям в обществе,
поскольку она обычно включает в большей
или меньшей степени все другие отмеченные
разновидности властей.
Отличительными признаками политической
власти являются:
1) легальность использования силы в пределах
государства;
2) верховенство, обязательность решений
для всякой иной власти, способность проникновения
в любые общественные процессы. Политическая
власть может ограничить влияние мощных
корпораций, СМИ и других учреждений или
же вовсе ликвидировать их;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность.
Это означает, что политическая власть,
в отличие от личной, приватной власти,
которая обычно существует в небольших,
контактных группах, обращается от имени
всего общества с помощью права ко всем
гражданам;
4) моноцентричность, наличие в лице государства
единого центра принятия решений. В рыночном
демократическом обществе, в отличие от
политической власти, экономическая, социальная
и духовно-информационная власти полицентричны.
Здесь существует много независимых собственников,
СМИ, социальных фондов и т.п.;
5) многообразие ресурсов. Политическая
власть, и особенно государство, использует
не только принуждение, но и экономические,
социальные и культурно-информационные
ресурсы.
Типология власти не сводится к рассмотренным
выше видам властей. В зависимости от субъектов
власть бывает автократическая (самодержавие),
олигархическая (группократия) и самоуправленческая
(власть всех членов группы или организации).
По сферам проявления власть делится на
государственную, партийную, профсоюзную,
армейскую, семейную и т.п.
В функционировании политической власти
выделяются четыре основных уровня, характеризующихся
различными политическими институтами
и системой властных отношений. Именно
на этих четырех уровнях и осуществляется
поддержание общественного порядка:
1. Мегавластъ— глобальный
уровень политической власти, власть,
выходящая за рамки одной страны и стремящаяся
распространить свое воздействие, влияние
на мировое сообщество.
2. Макровласть — высший
уровень функционирования центральных,
государственных институтов и политических
отношений, складывающихся между ними
и обществом.
3. Мезовласть — средний,
промежуточный уровень политической власти,
связывающий два крайних и различных уровня
политических и властных отношений.
4. Микровласть — отношения
власти в межличностных отношениях, внутри
малых групп и т.п.
Формы осуществления власти
К основным формам проявления власти относятся
господство, руководство, управление,
организация, контроль. Формы осуществления
власти – это общие способы воздействия
субъекта власти на ее объект. В политике
подчиняются не тому, у кого более высокий
формальный статус, а тому, кто может использовать
свои ресурсы для практического подчинения.
При этом способы принуждения подвластной
стороны могут быть весьма различными,
это — убеждение, контроль, поощрение,
санкционирование, насилие, материальное
стимулирование и т.д. В зависимости от
вида и характера используемых ресурсов
формы осуществления власти делятся на
две группы:
1) связанные с применением или угрозой
применения насилия, физических средств:
насилие – способность субъекта достичь
желаемого результата в отношениях с объектом
либо путем непосредственного воздействия
на его тело или психику (душу), либо ограничивая
его действия. Здесь у подчиненного нет
автономии, нет выбора и какой-либо степени
свободы;
принуждение – угроза применения негативных
(силовых) санкций по отношению к объекту
в случае отказа повиноваться (угроза
применения силы).
2) связанные с применением ненасильственных
факторов:
побуждение – способность субъекта обеспечить
объект ценностями и услугами, в которых
тот заинтересован. Позитивная санкция
– вознаграждение. Формула обмена оставляет
определенную степень свободы у объекта;
убеждение – подчинение достигается с
помощью аргументов. Между субъектом и
объектом нет конфликта, степень свободы
объекта достаточно высокая, есть выбор;
манипуляция – скрытое влияние на объект,
который может не знать о существовании
субъекта и направленных на него воздействиях.
Осуществляется через системы коммуникации,
информационное влияние. Степень свободы
формально очень высока, внешнее сходство
с убеждением;
авторитет – совокупность качеств и характеристик
субъекта, которая делает необходимым
принять требование субъекта независимо
от его содержания и ситуации, в которой
оно предъявляется. Подчинение является
добровольным и осознанным, совершается
под давлением моральных факторов; степень
свободы в исходном пункте высокая.
3.Легитимность власти,
её соотношение с эффективностью власти
Легитимность власти - признание народом
и политическими силами правомерности,
законности политической власти, ее инструментов,
механизмов деятельности, а также способов
ее избрания. Она фиксирует согласие народа
с властью, когда он добровольно признаёт
за ней право принимать обязательные решения.
Легитимная власть взаимодоверительна
- народ доверяет власти осуществление
определенных функций, а власть обязуется
их выполнять, используя многообразные
механизмы и способы. Таким образом, легитимность
следует отличать от легальности - соответствия
правовым нормам, тогда как легальность
- признаваемый законом, соответствующий
закону.
Многообразие возможностей различных
политических субъектов поддерживать
систему правления предполагает столь
же разнообразные типы легитимности. В
политической науке наиболее популярна
классификация, составленная М. Вебером,
который с точки зрения мотивации подчинения
выделял следующие ее типы:
— традиционная легитимность, формирующаяся
на основе веры людей в необходимость
и неизбежность подчинения власти, которая
получает в обществе (группе) статус традиции,
обычая, привычки к повиновению тем или
иным лицам или политическим институтам.
Данная разновидность легитимности особенно
часто встречается при наследственном
типе правления, в частности, в монархических
государствах. Длительная привычка к оправданию
той или иной формы правления создает
эффект ее справедливости и законности,
что придает власти высокую стабильность
и устойчивость;
— рациональная (
— харизматическая легитимность
Соотношение легитимности и эффективности
власти.
Легитимность власти коренится в политической
культуре населения и означает соответствие
ее устройства ценностным представлениям
граждан. Однако их отношение к власти
может быть не только ценностным – с позиций
норм нравственности, но и инструментальным
– оценивающим её с точки зрения того,
что она даёт или может дать людям. Такое,
инструментальное отношение между гражданами
и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти – это её результативность,
характеризующая степень выполнения ею
своих функций в политической системе
и обществе, реализации ожиданий и требований
граждан и прежде всего наиболее влиятельных
слоев – элит. В современных условиях
легитимность и эффективность власти
– два важнейших фактора её стабильности,
доверия к ней и поддержки её гражданами.
Несмотря на мотивационные различия, легитимность
и эффективность власти взаимосвязаны.
В последние годы проблема легитимности
стала крайне актуальна для большинства
посткоммунистических стран. Это связано с разрушением традиционных,
идеологических и харизматических механизмов
легитимации, с отсутствием многих предпосылок,
необходимых для демократии, с массовыми
нарушениями демократических процедур
на выборах органов власти и с низкой эффективностью
их деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая власть – это специальный
институт, упорядочивающий социальные
отношения и поведение индивида. В отличие
от нравственной и семейной властей политическая
власть носит не личностно-непосредственный,
а общественно-опосредованный характер.
В отличие от правовой власти, регулирующей
отношения между конкретными субъектами,
политическая власть мобилизует на достижение
целей большие массы людей, регулирует
отношения между группами во время стабильности.
Категория власти является центральным
понятием политической науки. Обобщая
различные подходы к выявлению её сущности,
можно определить власть, как один из важнейших
видов социального взаимодействия, специфическое
отношение, по крайней мере, между двумя
субъектами, один из которых подчиняется
приказам другого, в результате этого
подчинения властвующий субъект реализует
свою волю и интересы.
Структура власти состоит из: субъекта,
объекта власти, источников, оснований
и ресурсов власти.
Власть выполняет в обществе определённые
функции: господство, руководство, регуляция,
контроль, управление, координация, организация
и мобилизация.
Легитимность власти определяется взаимоотношениями
между управляющими и управляемыми по
поводу происхождения, использования
и подчинения власти.
Социальное назначение политической власти,
ее институтов заключается в том, что она
служит способом организации общества,
ведения общих дел, обеспечения управления
важнейшими сферами общественной и государственной
жизни. Ее функционирование направлено
на удовлетворение потребностей людей,
повышение уровня и благосостояния жизни.
Преодоления конфликтов и противоречий,
создания условий для нормальной человеческой
жизни, укрепления порядка и стабильности
общества и государства.
Список
использованной литературы
1. Каменская Е.Н. Политология:
учебное пособие / Е.Н. Каменская. – 2-е
изд. – М.:Дашков и К, 2008.- 304 с.
2. Кравченко А.И. Политология:
учебник / А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007.- 448
с.
3. Пугачев В.И. Введение в политологию:
учебник для вузов / В.И. Пугачев, А.И. Соловьев.
– 3-е изд., доп. – М.: Аспект – Пресс, 2000.
– 447 с.