Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает
ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Определения власти…………………………………………………………….4
2.Соотношение политики и власти………………………………………………5
3.Структура власти……………………………………………………………......6
3.1. Субъект и объект власти…………………………………………………...6
3.2. Функции власти…………………………………………………………….8
3.3. Концепции власти…………………………………………………………..9
3.4. Разделение власти……………………………………………………….......11
3.5. Ресурсы власти……………………………………………………………....12
3.6. Государственная власть……………………………………………...……..13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Политическая власть.docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями  субъекта.  Ресурсы представляютсобой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления),  либосредства,  способные повлиять  на  внутренний   мир,   мотивацию   человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно  лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых  обычно  считается  жизнь (оружие, карательные органы в целом).

    Субъекты политической  власти обладают уникальной системой  ресурсов.  В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами  внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой  системами и т.д. Государственная  власть  имеет  монопольное  право  издавать  законы, обязательные для всего населения.  Она  может  легально  использовать  силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый  центр принятия решений, использует не  только  принуждение,  но  и  экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх,  ненависть,  зависть,  восторг,  энтузиазм,  недовольство  и   др.).Эффективными  средствами  власти  могут  стать  национальные  и  религиозные чувства.  Ресурс  типа  интереса  определяется  экономическим   потенциалом, налоговой, социальной политикой.  Ресурс  принуждения  использует  страх  за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается  в том, что человек вынужден вести себя не так, как он  хотел  бы.  Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.

    Ресурсом власти  является язык как элемент  политической  культуры.  Язык

власти специфичен,  он  опирается  на  мифы,  стереотипы,  а  значение  слов

зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение  штампов, клише бюрократического языка  является  своеобразным  пропуском  в  коридоры власти. Языковая  политика  играет  далеко  не  последнюю  роль  в  реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

    К  ресурсам  относится  экономический,  военный,  культурный  потенциал

страны,  государственная  территория,  стабильность  и   порядок,   единство

общества,  природные  богатства,   численность   населения,   его   качество

(культура, образованность, трудовые навыки и т.д.).  Важное  значение  имеют традиции,  идеология,  вера,  доверие,  общественное   настроение,   участие населения в политике, время, которым располагает власть  для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания,  профессионализм,  пропаганда  во всех  ее   формах,   средства   массовой   информации.   Различные   ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип  ресурсов имеет свои условия  реализации  и предел  эффективности,  наиболее  удобные объекты и  время  действия.  Так,  для  убеждения  наиболее  предрасположена молодежь. Вобществах  с  традициями  индивидуализма  упор  делается  на   использование материального интереса, денег, хотя используется  и  принуждение,  страх  за жизнь, здоровье, благосостояние.

    Следует иметь  в виду, что действие тех или иных  средств власти  имеет

предел, за  которым  их  применение  становится  бессмысленным.  Так,  гонка вооружений не только  опасна,  но  и  бессмысленна,  ибо  применение  многих военных  средств  означает  уничтожение  самой  жизни.   Потому   необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка  к порядку,  высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх  наказания  и принуждения.

 

3.6.Государственная власть

1. Государственная власть - это полномочия, которыми наделены государственные органы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.

Принципы государственной власти:

1) законность

2) властный характер 

3) легитимность

4) разделение властей  является основополагающим принципом  государственнойвласти и предполагает  разделение государственной власти  на 3 ветви, каждая из которых  независима и не вправе вмешиваться в деятельность друг друга.

В широком смысле слова  государственная власть отождествляется  с системой высших государственных органов (президент, Совет Министров, национальный банк). В более узкой трактовке государственная власть отождествляется с системой высших органов государственнойвласти (президент, парламент, Совмин, высший хозяйственный суд, верховный суд, конституционный суд).

2.Законодательная власть  – это одна из ветвей государственнойвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не вправе принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.

3.Исполнительная власть  – это одна из ветвей государственнойвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная – на всю территорию

2) местная

Органы центральной исполнительной власти:

1) Совет Министров

2) Министерства, государственные  комитеты, департаменты.

Правовое положение центральных  органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совете Министров.

Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах административно-территориальных единиц.

3 уровня исполкомов:

1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)

2) базовый (городские и  районные)

3) областной (областные и г. Минска)

4.Судебная власть –  одна из ветвей государственнойвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6).

Судебную власть осуществляют:

1) суды общей компетенции  (верховный суд возглавляет, ему  подчинены областные, городские,  районные, районные в городе и  военные суды). Суды общей компетенции  рассматривают уголовные, гражданские  дела и дела об административных  правонарушениях.

2) Специальные суды

• Хозяйственные суды –  высший хозяйственный суд возглавляет  систему хозяйственных судов, ему  подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция  – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и  некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской  деятельности)

• Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении  контроля за конституционностью нормативных правовых актов. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией (раздел 4 глава 6) и кодексом «о судоустройстве и статусе судей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, политика представляет собой сферу деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения.

Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной, не узкогрупповой, а  распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество. Специфика  политики как общественного явления  объясняется через политическую власть. Власть в обществе означает наличие в нем отношений «господства  – подчинения» и выражается в  доминировании властной воли.

В отличие от нравственной и  семейной  власти политическая власть  носит  не  личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент,  правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения  между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на  достижение  целей большие  массы  людей,  регулирует  отношения  между   группами   во   время стабильности, общего согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.    Решетников, С.В. Политология: учеб.для студентов вузов/ под ред. С.В.Решетникова. – Мн. :ТетраСистемс, 2005. – 443 с.

2.    Перечина, С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства/ С.Г.Перечина. – Мн.: АУ РБ, 2005. – 546 с.

3.    Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы / Я.С.Яскевич. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

4. Ачкасов, В.А. Политология: учебник: для вузов / В.А.Ачкасов, В.А.Гуторов. – М.: Юрайт, 2005. – 642 с.

5. Гуськов, Ю.В. Введение в политологию: учебное пособие / Ю.В.Гуськов, А.В.Матюхин. – М.: МПСИ, 2005. – 543 с.

6.    Гавриленко, В.Г. Основы политологии / В.Г.Гавриленко. – Мн.: Право и экономика, 2000. – 428 с.

7.    Ирхин, Ю.В. Политология: Учебник / Ю.В.Ирхин, В.Д.Зотов, Л.В.Зотова. – М.: Юристь, 2001. – 511 с.

8.    Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т.Мухаев. – М.: «Приор-издат», 2005. – 432 с.

9.    Политология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 544 с.

10.    Теория политики: Учебное пособие/ Под ред. Б.А.Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

 

 


Информация о работе Политическая власть