Политическая власть
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:59, реферат
Описание работы
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Содержание работы
Введение.......................................................................2 1.Определения власти ............................3 2.Соотношение политики и власти.............. . ...6 3.Структура власти.............................................................7 3.1. Субъект и объект власти...................7 3.2. функции власти.........................10 3.3. концепции власти.. .....................12 3.4. разделение власти........................ . 15 3.5. ресурсы власти..... ..................... .17 4. Политическое господство и политическая легитимность. 20 4.1. понятие политического господтва............ 20 4.2. легитимность власти.................... . ... 22 4.3. традиционная легитимность................. 24 4.4. харизматическая легитимность.............. 24 4.5. легальная и рационально-правовая легитимность.. 26 4.6. средства легитимации власти............... . 28 Заключение....................................................................29 список литературы...........................
Файлы: 1 файл
системах. Это
Римская империя при Юлии Цезаре, режим
Наполеона,
гитлеровский
нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина,
Сталина, Мао
Цзэдуна. Харизматический
тип властвования развивается в условиях,
где нет
свободы, в революционных
условиях. Харизматический авторитет
не связан
нормами или
правилами. Он зависит не столько от идей,
сколько от
приверженности
масс, их веры в особые качества вождя,
от их преклонения
перед ним. Со
своей стороны, лидер полагает, что выполняет
"историческую
миссию",
поэтому требует поддержки и послушания.
Для возникновения
харизматической
легитимности важно не столько само обладание
харизмой,
какими-то особыми
качествами вождя, сколько признание ее
со стороны
последователей.
Харизматическая власть является относительно
нестабильной по
сравнению с
традиционной и легальной, ибо лидеру,
чтобы ее удерживать,
необходимо
постоянно демонстрировать свою исключительность,
решать новые
задачи.
В XIX веке понятие
"харизма" применялось лишь по отношению
к небольшому числу
лидеров. В современных
условиях харизматическое лидерство переродилось
в
организованный
культ возвеличивания лидера.
Разновидностью
харизматического типа легитимности является
вождизм,
характерный
для нединамичных, авторитарных и тоталитарных
обществ. Общим для
всех видов
вождизма является то, что требуется личная
преданность
нижестоящих
вышестоящим и всех вместе — главе клана.
Этому типу не всегда
чужда демократия,
поскольку формально признаются права
большинства, есть
поддержка населением
правящего режима. Формируется любовь
к "отцу" нации
или народа,
нет оппозиции. Для таких обществ характерна
тотальная
идеологизация,
гражданский конформизм, продвижение
по социальной иерархии на
основе личных
связей. Формируются представления об
особом назначении режима,
особой миссии,
необходимости прорыва в экономическом
и социальном развитии.
Прочность режима
зависит от того, оправдает ли он свое
назначение.
4.5. Легальная или рационально-правовая
легитимность
Легальная власть
основывается на признании юридических
норм, конституции,
которые регулируют
отношения управления и подчинения. Эти
нормы открыты для
изменений,
для чего имеются установленные законом
процедуры. Для
обоснования
своей власти элита обращается к действующему
законодательству,
которое предусматривает
свободно волеизъявление граждан, выборность,
равноправие
всех политических сил, действующих в
рамках закона, ограничение
сферы деятельности
государства.
Рационально-правовая
легитимность характерна для демократических
государств.
Она предполагает
строгое соблюдение законов всеми структурами
общества, в
том числе и
государственными органами, доступ к политическим
институтам всем
слоям населения,
доверие граждан к устройству государства,
а не к отдельным
лидерам, подчинение
законам, а не личности руководителя.
В период радикальных
социально-экономических изменений наблюдается,
как
правило, кризис
законности власти. Старый режим уже утратил
легитимность, а
новый еще не
приобрел. Положение нового режима во
многом зависит от того,
каким способом
он попытается утвердить свою легитимность.
Среди трех
выделенных
М. Вебером "чистых" способов легитимности
власти — традиционного,
харизматического
и легального, приходится выбирать их
двух последних.
Практика показывает,
что к стабильной легитимности ведет лишь
рационально-
правовой способ,
при котором доверие и уважение к власти
основывается на
признании законными
ведущими к ней путей. В обществе формируется
согласие
относительно
"правил игры" на политической арене.
Такое согласие может стать
основой стабильности
режима.
Рационально-правовой
способ предполагает высокую политическую
культуру
населения,
определенное дистанцирование государства
от общества. Поэтому
большинство
государств, возникающих революционным
путем, на первом этапе
основываются
на харизме как на более простом способе.
Однако культ
харизматического
лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять
и
источник, и
осуществление
власти. К нему обращаются все недовольные,
на него надеются,
его оценивают.
Для поддержания легитимности харизматическому
режиму надо
постоянно демонстрировать
свою эффективность или проводить репрессии.
Современная
белорусская государственность является
режимом харизматического
типа. Нечеткое
разграничение компетенции между государственными
органами и
ветвями власти,
пренебрежение существующими правовыми
нормами, половинчатый
характер законов
и их игнорирование — все это свидетельствует
о том, что
рационально-правовой
способ легитимации власти только формируется.
Возможно также
появление этнической легитимности, то
есть формирование
властных структур
по национальному признаку. Этническая
легитимность
развивается
при высокой активности лиц коренной национальности,
манипуляции
идеей национального
государства, становления этнократии.
Этническая
легитимность
не имеет исторической перспективы, ибо
ведущей тенденцией
мирового развития
является конституционный, рационально-правовой
тип
легитимности.
4.6. Средства легитимации власти.
В литературе
выделяются следующие средства легитимации
власти:
политические,
идеологические, правовые, этические,
психологические. Речь
идет о научном
и техническом обеспечении политического
курса в законах,
налоговой системе,
пропаганде ценностей данной политики,
формировании
убеждений,
влиянии на средства массовой информации.
Сильной аргументацией
является деление
участников политических отношений на
друзей и врагов;
апелляция к
истории, воле народа, национальным традициям;
к экономической,
технической
целесообразности. Этическое обоснование
политики подчеркивает ее
гражданские,
культурные достоинства, ее справедливость,
человечность,
направленность
на достижение общего блага. Идеологическая
легитимация
состоит в оправдании
власти с помощью идеологии, которая обосновывает
соответствие
власти интересам народа, нации или класса.
Успешная
экономическая
политика, укрепление общественного порядка
и повышение
благосостояния
населения также является эффективным
средством легитимации
власти, роста
доверия к ней со стороны населения.
В наше время
многие государства переживают кризис
легитимности, что
проявляется
в политической нестабильности, государственных
переворотах,
глубоком социально-экономическом
кризисе. Это сопровождается утратой доверия
к власти, разочарованием
в целях, методах политики и в самих политиках.
Конечно, предупредить
потерю легитимности можно. Если политики
умеют
считаться с
интересами и запросами масс, то утраченная
легитимность
восстанавливается.
Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных
качеств политической
элиты.
Заключение.
Власть - это
специальный социальный институт, который
упорядочивает
социальные
отношения и поведение индивида. Политическая
власть - определяет
воздействие
на поведение масс, групп, организаций
с помощью средств, которыми
обладает государство.
В отличие от нравственной и семейной
власти
политическая
власть носит не личностно-непосредственный,
а общественно-
опосредованный
характер. Политическая власть проявляется
в общих решениях и
решениях для
всех, в функционировании институтов (президент,
правительство,
парламент,
суд). В отличие от правовой власти, регулирующей
отношения между
конкретными
субъектами, политическая власть мобилизует
на достижение целей
большие массы
людей, регулирует отношения между группами
во время
стабильности,
общего согласия.
Воля к власти
у одних дополняется потребностью других
присоединиться к
властной воле,
идентифицировать себя с ней, подчиниться
ей.
Изучение политики
уже само по себе представляет собой политический
акт, и
человек, занимающийся
им, должен способствовать исправлению
всех форм
несправедливости.
Политология должна в одинаковой степени
охватывать как
существующий
аполитический порядок, где доминируют
постоянные, неизменные
величины, так
и политический процесс, где доминируют
переменные величины.
Политический
порядок включает структурные и системные
элементы. Здесь важно
исследовать
проблемы политического господства и
правления, господства и
сотрудничества,
формирования власти и политического
неравенства; механизмы
правления в
рамках различных государств.
Список литературы:
1. Социально-политический
журнал № 3 1996г.
2. Социально-политический
журнал № 7 1990г.
3. Социально-политический
журнал № 6,7 1992г.
4. Введение
в политологию.
5. Ильин
В.В. Философия власти. МГУ 1993.
6. Мухаев
Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР»,
1997. 400с.
7. Полунина
Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
8. Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
9. Радугин
А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
Информация о работе Политическая власть