Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы заключается в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
Для достижения цели необходимо осуществить следующие задачи:
дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;
описать структурные элементы власти, указать основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти;

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…………..........4
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………………………..........8
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………..….…………….………………………15
Заключение...................................................................................................................17
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Политология,готово.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

Kафедра  «Философии,истории и права»

 

                               

        Специальность: Экономика

       (направление)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

             по дисциплине: Политология

На тему: «Политическая власть»

                                       

                                                        Вариант № 13

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014       

  • Содержание

 

Введение.................................................................................................................3

1.  Политическая власть, ее сущность  и отличительные признаки…………..........4

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………………………..........8

3.  Используя классификацию типов  легитимного политического господства  М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………..….…………….………………………15

Заключение...................................................................................................................17

Список использованной литературы………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе политологией. В фокусе внимания политологии находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.

Все эти проблемы в той или иной форме ставились уже античными мыслителями. Так, Платон размышлял об источниках власти, формах ее осуществления и типах государственного устройства. Аристотель впервые выдвинул идею естественного происхождения политической власти, считал, что человек от природы – политическое существо.

  Цель контрольной работы заключается в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.

Для достижения цели необходимо осуществить следующие задачи:

  • дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
  • выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;
  • описать структурные элементы власти, указать  основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти;
  • показать принцип разделения властей, а так же изложить основные идеи теории лигитимного политического господства;
  • используя данную классификацию типов охарактеризовать периоды российской политической истории.

Объектом исследования являются отношения между государством и обществом по поводу распределения властных отношений .

Предметом исследования выступает сама власть, властные отношения,  а так же политическая жизнь общества.

 

Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

 

Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется средствами осуществления власти, определяющими способами воздействия на поведение людей – авторитетом, традициями либо насилием.

Корни власти могут быть как биологические, так и социальные. Первые изучаются социобиологией. В рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа.

Социальными предпосылками власти можно считать индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.

Весьма стройной и своеобразной является традиция (ее современные представители — структуралист М. Фуко) рассмотрения власти как порождения самой природы человеческой рациональности, заложенной в ней неискоренимой тенденцией к доминированию: подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных.

Специфическим типом власти служит власть политическая, т. е. такая, которая, во-первых, связана с использованием государственного аппарата, для реализации целей властвующего, во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества; в-третьих, характеризуется наличием делегирования властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат; в-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм — правил поведения. [4, c.127]

Причем важнейшими для политической власти нормами служат именно законы, правила поведения, устанавливаемые государством и по сравнению с другими типами норм обладающие следующими специфическими характеристиками:

- законы в той или иной  форме налагают на человека  и государство взаимные обязательства, т.е. в той или иной степени  ограничивают произвол как одного, так и другого;

- носят открытый, гласный характер, обращены к каждому члену общества;

- относительно стабильны, мало  зависят от произвола и личных  особенностей носителя власти;

- характеризуются достаточно жесткой  фиксацией прав и обязанностей  их исполнителей, вносящей в их  деятельность столь необходимые  в управлении большими сообществами людей качества четкости и определенности;

- за их соблюдением следит  специальный аппарат людей, обладающих  более высоким уровнем компетенции  и образования по сравнению  с другими властными аппаратами (чтобы следить за исполнением законов, необходимо их по крайней мере знать). [4, c.128-129]

Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключается в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы, и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние. [3, c.125]

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации. [2, c.211]

Одна из наиболее современных типологий источников власти, в которой используются смешанные критерии, представлена американским социологом О. Тоффлером. Он отметил значительные изменения в системе ресурсов власти современного общества. По этой причине его концепция называется теорией «смещения власти». В истории человечества власть по О. Тоффлеру опиралась на три ресурса — силу, богатство и знания. Данные факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях с государственной властью. [4, c.131]

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Власть, основанная на силе, представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством. Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества к власти высшего качества.

Итак, власть — это особая форма взаимодействия, которая исторически связана с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведений с помощью различных средств называлось «политика». Таким образом, исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть». [2, c.212]

В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти:

а) системная концепция: политическая власть — это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от английского «behavior» — поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть — это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие — на подчинение;

в) реляционистская концепция (от английского «relation» — отношение): политическая власть — это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения.

г) коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий. [2, c.212-214]

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

 

Политическая жизнь общества – это, кроме прочего, деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют  субъекты и объекты политической власти.

Субъекты политической власти воплощают в себя активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и  творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а так же способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическая мудрость.[5, c.159]

Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. При этом данные действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть. [5, c.160]

Содержание и механизмы власти определяются ее основаниями и ресурсами. Ресурсы власти — реальные и потенциальные средства, используемые для легитимации и укрепления политической власти и ее оснований. Политика, как отмечал немецкий политолог К. Шмитт, отличается тем, что, как правило, использует ресурсы других сфер (экономические, религиозные, культурные, правовые, социально-демографические и др.), политизируя их и вовлекая в сферу политических отношений. [3, c.126]

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. [4, c.130]

Все ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Ресурсы власти можно также разграничить на:

Информация о работе Политическая власть