Политическая власть
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 18:22, доклад
Описание работы
Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка.
Файлы: 1 файл
Политическая власть.
«Политика — искусство создавать факты,
шутя подчинять себе
события и людей.
Выгода —
её цель, интрига — средство.
Повредить ей может
только порядочность.»
© Пьер Огюстен Бомарше
Власть появилась с возникновением
человеческого общества и сопутствовала
его развитию, что нашло отражение в различных
учениях о власти. На ранней степени своего
развития политические воззрения в целом
ещё не успели выделиться в относительно
самостоятельную область человеческого
знания и представляли собой элемент целостного
мифологического мировоззрения. В мифах
древних народов господствует представление
о божественном происхождении существующих
отношений власти и порядка. Согласно
этим мифам, космос в отличии от хаоса,
выражаясь греческой терминологией, упорядочен
присутствием и усилием богов, земные
же порядки - часть мирового, космического
порядка.
Вместе с тем, в древней мифологии
различно решается и освещается вопрос
о способе и характере связи божественного
начала с земными отношениями. Например,
по древнекитайскому мифу, власть имеет
божественное происхождение, но единственной
точкой связи с небесными силами является
китайский император, являясь одновременно
сыном неба и отцом своего народа.
В соответствии с религиозно-мифологическими
воззрениями древних египтян и греков
боги, являясь источником власти правителя,
продолжают оставаться первоначальными
правителями и законодателями, верша земные
дела.
Божественный характер власти,
правила поведения, законы - всё это по
тогдашним воззрениям соответствовало
божественному порядку справедливости,
получившего позднее формулировку как
«теория естественного права».
Рационализация политических
представлений, наблюдаемая в I тысячелетии
до н.э., означала отход от мифологической
идеологии, формирование научных подходов
к проблеме власти. В Китае большую роль
сыграло философское учение Конфуция
(551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.),
Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника
даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг.
до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии
- Заратустры.
Весьма радикальным и плодотворным
был процесс рационализации первоначально
религиозно-мифологических воззрений
на власть и политику в Древней Греции
(Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель,
Полибий и др.). Для древнегреческой политической
мысли было характерно анализировать
различные формы государственного устройства.
Так, для Платона идеальное государство
как правление лучших и благородных - аристократическое
государство. Самой же правильной формой
государства по Аристотелю является полития,
в котором большинство правит в интересах
общей пользы. Полития - «средняя» форма
государства, и «средний» элемент в ней
доминирует во всём: в правах - целеустремлённость,
в имуществе - средний достаток, во властвовании
- средний класс. По мнению Цицерона простые
формы власти как царская власть, воля
аристократии и народная власть не являются
благом для общества в силу их односторонности
и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия
князя, социальной базы его власти находят
освещение в наиболее известных литературных
источниках, как «Повесть временных лет»,
«Новгородская летопись», «Русская правда»
и др.
Важной проблемой более позднего
времени была борьба за верховность власти
между церковной властью и светской. Отрицание
божественного, сверхприродного происхождения
власти, святости её институтов, низведение
их до уровней земных, обыденно-житейских
дел, до «грешной» природы человека выступала
для мыслителей Возрождения как оружие
в борьбе за автономизацию социально-политического
процесса, входило в комплекс основных
идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469
- 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую
деятельность от религиозных оснований,
исследовал всласть как отношение властвующих
и подвластных, её устройство, учреждение
законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне
умеренной республики, или «смешанной»
формы государства, которая сочетает демократический,
аристократический и монархический элементы
власти и является более прочной по сравнению
с «простыми» формами.
К вопросам власти, её источникам
обращались представители западноевропейской
мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632
- 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу
есть следствие общественного договора,
который раз и навсегда ограничивает гибельное
стремление людей к осуществлению своей
индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая
от «естественного человека» и приобретающая
самостоятельное существование, продукт
не природных, а сознательных человеческих
установлений. Идею общественного договора
принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако,
властью, не единоличного государя-суверена,
а народную ассоциацию выражающую общую
волю всего народа как равнодействующую
частных воль людей. Д. Локк, в отличие
от Гоббса, рассматривал власть как средство
к обеспечению такого гражданского состояния,
которое в наибольшей мере соответтсвует
естественной природе человека.
Большую роль в развитии учения
о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.).
В его книге «О духе законов» была сформулирована
идея разделения властей, развиваемая
в теорию, обосновывающую принципы законности,
политической свободы и придания роли
праву истинного регулятора взаимоотношений
между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы
власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте,
Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена,
Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева
и др.
Кроме того, уже в раннюю эпоху
истории политической мысли была замечена
и обратная сторона феномена власти. Аристотель,
а позднее и Монтескье, указывал на опасность
злоупотребления властью лиц, ею наделённых,
использования ими властных возможностей
для своей частной пользы, а не для общего
блага.
В мировой политической мысли
понятие политического господства разрабатывалось
на протяжении веков. (Платон, Аристотель,
М.Т.Цицерон, Ф.Аквинский, А. Августин, Н.
Макиавелли, Т. Гоббс, Ж. –Ж. Руссо, И.Кант,
К. Маркс). Но признанным автором теории
о политическом господстве является немецкий
ученый Макс Вебер. Он не отождествляет
власть с господством. Политическое господство
– это когда одна из сторон требует повиновения,
а другая добровольно повинуется. Добровольность
повиновения, легитимность, законность
власти для М. Вебера – норма. Но мотивы,
по которым одни люди подчиняются другим,
различны: это и интерес, и традиции, и
склонности. М. Вебер предложил три чистых
типа политического господства. I. Легальный
– царит в демократическом государстве,
где правят законы и рациональность. Там
люди лично свободны и независимы. В таких
странах ценится профессионализм и компетентность.
II. Традиционный – он обуславливается
моральными нормами, основанными на вере
не только в законность, но и в священность
(страны феодальной Европы и Востока).
При этом типе граждане зависят от воли
господина и не имеют личной свободы.
III. Харизматический – от слова – харизма
(обожествление). В государствах такого
типа правителя обожествляют, приписывают
ему сверхъестественные способности.
Эти страны держатся на личной преданности,
эмоциональной вере.
Политика - это искусство
управления государством, наука о способах
достижений государственных целей, деятельность
в сфере отношений между социальными группами
по факту реализации власти и удовлетворении
потребности людей.
Информация о работе Политическая власть