Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 15:13, реферат
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 5
2. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 12
3. ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
2. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 12
3. ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
Вся жизнь людей неразрывно
связана с властью, которая является наиболее
мощным средством защиты человеческих
интересов, воплощения планов людей, урегулирования
их противоречий и конфликтов. Ключевая
разновидность власти – власть политическая
– обладает колоссальными конструирующими
способностями, представляет самый мощный
источник развития общества, орудие социальных
преобразований и трансформаций.
В настоящее время в обществе
складываются формы надгосударственной
Цель данной работы – рассмотреть феномен политической власти, для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.
Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.
Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.
Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.
Структурно-функциона
Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект [6, 88].
При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. «Из множества определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение власти как определение способности и возможности осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия» [4, 15].
В качестве средства
регулирования социальных взаимоотношений
власть может возникнуть лишь в
тех типах человеческой коммуникации,
которые исключают сотрудничество,
партнерство и аналогичные
способы общения, обесценивающие
самою установку на превосходство
одного субъекта над другим.
Более того, в условиях конкуренции
власть также может возникнуть
лишь в тех случаях, когда действующие
субъекты связаны между собой
жесткой взаимозависимостью,
которая не дает одной стороне
достичь поставленных целей
без другой. Эта жесткая функциональная
взаимозависимость сторон есть
непосредственная предпосылка
формирования власти.
Основная функция политической
власти — управление, руководство
обществом в целом (страной,
государством) и каждой его
сферой (политической, экономической,
социальной и др.). Конкретизируя
эту функцию, можно сказать, что
одно из высочайших предназначений
политической власти заключается
в постоянном разрешении противоречия
между необходимостью порядка
в обществе и различными (при этом
постоянно меняющимися) интересами
разных слоев, национальных
и других групп, отдельных личностей.
Конкретизируя эту функцию еще
дальше, следует отметить, что
в ее выполнении у каждой политической
власти свои задачи и цели, свои
конкретные программы, свои
ресурсы и т.д.
Политическая власть
отражает определенное
взаимодействие, отношение
(господство, управление одних
другими). И как любое отношение,
она предполагает как минимум
две стороны. На одной стороне
- властвующие. В политологии их
принято обозначать понятием
«субъект» (это может быть целый
народ, государственный орган,
отдельная облеченная властью
личность). На другой стороне
данного отношения - подвластные,
подчиненные. Это — объект, на
который направлены властные
отношения. Объектом политической
власти может быть общество
в целом, т.е. народ, и каждый
гражданин в отдельности. «Источником
власти является неравномерное распределение
ресурсов, которое обусловливает одностороннюю
зависимость одних людей или групп от
других, позволяющую обладателям ресурсов
«обменивать» их на желаемое поведение.
Поэтому власть А над Б пропорциональна
зависимости Б от А. Власть обязательно
асимметрична: взаимная зависимость и
равное взаимное влияние означают отсутствие
властного отношения; власть выражает
вчистую способность наказывать и лишать
других людей вознаграждения – способность,
которая сохраняется и с учетом того сопротивления,
которое может быть оказано» [3, 38].
Субъект и объект политической
власти - это два важных ее компонента,
но в ее структуре есть еще
одно слагаемое - ресурсы
власти. Речь идет о тех средствах,
с помощью которых субъект политической
власти осуществляет воздействие
на деятельность и поведение
граждан (объект).
Для возникновения властных
отношений необходимо, чтобы
субъект обладал рядом качеств.
Прежде всего это желание
властвовать, воля к власти, проявляющаяся
в распоряжениях или приказах.
«Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта» [6, 91].
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важнейшего элемента власти. «Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов» [2, 187].
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.